Как правильно заряжать аккумулятор — полезные советы «За рулем»
Пора заряжать или пока не стоит? Можно ли делать это на морозе? Снимать батарею с автомобиля или нет? Как заряжать при нечастых поездках? На эти и другие вопросы автовладельцев отвечают эксперты.
Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.
Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.
По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.
Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.
В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.
Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.
Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.
Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.
В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12. В разряженном соответственно 11. 7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0. 1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.
Например, напряжение на контактах равно 12. 2В, следовательно, заряд составляет 50%.
Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.
В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.
Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1. 27-1. 28 г/см3.
Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1. 1 г/см3.
Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0. 01 г/см3 =6%заряда).
Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.
Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.
Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.
Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14. 7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.
Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.
Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.
По мере заряда напряжение будет расти до 14. 7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14. 7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0. 5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.
После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.
Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1. 27-1. 28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16. 3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.
Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.
Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор
Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.
Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.
- Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
- Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
- Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
- Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.
Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0. 5А зарядное устройство прекращает зарядку.
Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0. 5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.
Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.
Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого
При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их. При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.
При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.
Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16. 3В и малой силой тока — 1-0. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.
Но не следует забывать, что напряжение выше 14. 5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.
Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?
Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).
Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.
После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.
Автомобильный аккумулятор (АКБ) является специально разработанным типом свинцовой аккумуляторной батареи для моторизированного транспорта и служит для запуска двигателя и работы бортового электрооборудования при остановленном двигателе.
Аккумулятор в автомобиле заряжается от электрического генератора. Чтобы продлить срок службы аккумулятора и защитить электрооборудование автомобиля от перенапряжения после генератора устанавливается реле-регулятор, ограничивающий напряжение до 14,1±0,2 В. Для того, чтобы аккумулятор мог зарядиться на 100% на него должно поступать напряжение не менее 14,5 В. Поэтому полностью зарядить аккумулятор генератором автомобиля даже при длительных поездках невозможно и возникает необходимость периодически заряжать аккумулятор сетевым зарядным устройством.
Когда на улице тепло, то запустить двигатель можно от аккумуляторной батареи, заряженной всего на 20%. При наступлении морозов емкость аккумулятора снижается более чем в два раза, а пусковой ток из-за загустевшего масла в двигателе, значительно увеличивается. В результате, если перед наступлением холодов не зарядить полностью аккумулятор автомобиля от внешнего зарядного устройства, то запустить двигатель без «прикуривания» может не получится. У меня мой аккумулятор показывал 11. 9-12 Вольт, что означало что он заряжен на 40-45 процентовПосле поездки АКБ показывал такие параметры, а должен был сразу после остановки от 13 Вольт
Каким током и сколько времени надо заряжатьавтомобильный аккумулятор
При стандартном режиме заряда, рекомендуемом производителями АКБ величина тока заряда должна составлять 10% от емкости аккумуляторной батареи, при этом полностью разряженный аккумулятор заряжать нужно 15 часов. Например, при емкости аккумулятора 45 А•ч ток заряда должен быть 4,5 А.
Если аккумулятор разряжен на 50%. Например, для аккумулятора емкостью 60 А•ч нужно будет ввести значение 30 А•ч. И заряжать током 3 Ампера(пока ток не просядет до 0. 1% от ёмкости АКБ)Зарядка моего аккумулятора
Как видите, для правильного выбора времени зарядки АКБ необходимо определить, до какой степени он разряжен. Автолюбителю доступно несколько способов, которые приведены ниже.
Как узнать, что аккумулятор полностью зарядился
Если нет возможности определить остаточную емкость аккумулятора, то можно определить момент полной его зарядки с помощью вольтметра. Когда во время зарядки АКБ напряжение на его клеммах перестанет увеличиваться при неизменном токе заряда в течение более часа, значит, аккумулятор зарядился на 100%. Потребляемый аккумулятором ток начнет расходоваться только на его нагрев.
Для современных не обслуживаемых аккумуляторов напряжение должно достичь величины 16,2±0,1 В, которое зависит от тока заряда, емкости аккумулятора, плотности электролита и других факторов, и по этому является справочной. При данных измерениях можно использовать вольтметр с любой погрешностью, так как не требуется точного измерения напряжения, а его постоянство.
Как определить степень заряда аккумулятора
Для определения времени и величины тока зарядки необходимо узнать степень заряженности аккумулятора. Из существующих способов измерений автолюбителю доступны следующие:
по напряжению на выводах аккумулятора без нагрузки;
по плотности электролита (для аккумуляторов с жидкой кислотой);
по напряжению на выводах аккумулятора под нагрузкой с помощью нагрузочной вилки;
по напряжению на выводах аккумулятора под нагрузкой электрооборудования автомобиля;
Измерением величины напряжения на выводах без нагрузки
В таблице приведены данные для любых типов кислотных аккумуляторов с номинальным напряжением 6, 12 и 24 В. Данные соответствуют температуре 20-25°С.
Измерять напряжение на выводах аккумулятора рекомендуется в состоянии его покоя, не ранее чем через шесть часов после отключения аккумулятора от схемы автомобиля или зарядного устройства.
По напряжению под нагрузкой электрооборудования автомобиля
Если нет нагрузочной вилки и аккумулятор подключен к бортовой сети автомобиля, то можно нагрузить аккумулятор, включив габаритные огни и дальний свет фар. Так как мощность лампочек фар не менее 50 Вт, то ток нагрузки составит не менее 10 А. Измеренное напряжение при достаточно заряженном аккумуляторе должно быть не менее 11,2 В.
Еще один способ оценки степени заряда аккумулятора – измерение напряжения на его выводах во время пуска двигателя. При исправном стартере, напряжение не должно падать ниже 9,5 В. Если напряжение падает ниже 9,5 В, то аккумулятор сильно разряжен, и его необходимо зарядить. Кстати, этим методом можно определить исправность стартера. Если в автомобиле установлен исправный и полностью заряженный аккумулятор, то падение напряжения на клеммах аккумулятора во время пуска двигателя ниже 9,5 В свидетельствует о неисправности в стартере.
После полной зарядки аккумулятор показывал 12,83 Вольта, что свидетельствует о полной зарядке, желательно не ставить сразу на авто а дать постоять в состоянии покоя несколько часов, спустя время показал 12. 7 вольт, при подключении к авто 12. 6, всё Гут!Сутра после простоя на машине при температуре в +-5 градусов показывает +12. 5!Надеюсь информация будет полезна, всем удачи!
Как правильно зарядить АКБ автомобиля
Есть два способа зарядки аккумуляторы: на постоянном напряжении и при постоянной силе тока. Их особенности мы опишем более подробно ниже.
Зарядка постоянным током
Данный способ заключается в установлении на зарядном устройстве постоянного значения силы тока. Оно должно составлять 10% емкости АКБ.
Например, для батареи, имеющей емкость 70 А·ч, сила тока во время зарядки должна быть равной 7 А, для аккумулятора на 60 А·ч – 6 А.
В отличие от силы тока, напряжение, подаваемое на АКБ во время зарядки, изменяется.
Неудобство способа в том, что каждые 1-2 часа требуется подстраивать силу тока, что требует постоянного присутствия рядом с заряжаемым устройством.
Процесс должен проходить в проветриваемом помещении, так как при зарядке электролит выделяет горючий газ.
В первую очередь это касается обслуживаемых батарей старого типа. Чем более полно заряжено АКБ, тем интенсивнее газообразование.
В начале зарядки на аккумулятор подается низкое напряжение, постепенно оно растет.
Когда оно достигнет 14,4 В, нужно силу тока уменьшить в 2 раза от первоначального показателя. Например, если значение было 7 А, нужно поставить 3,5 А.
После того, как напряжение достигнет отметки 15 В, сила тока понижается еще наполовину (с 3,5 А до 1,75 А).
Зарядка продолжается пока величина напряжения не перестанет изменяться. Если в течение 1-2 часов параметры напряжения и силы тока перестают изменяться, застыв в одном положении, то это значит, что аккумулятор заряжен полностью и дольше это делать не имеет смысла.
Также при полной зарядке из электролита начинает интенсивно идти газ (резко увеличивается количество пузырьков, поднимающихся к поверхности жидкости).
Зарядка постоянным напряжением
При данном методе на зарядном устройстве устанавливается постоянное значение напряжения, зависящее от типа аккумулятора.
В начале зарядки сила тока имеет самое высокое значение, причем, тем большее, чем сильнее разряжена АКБ.
Чтобы у пользователей не возникало желание чрезмерно ускорить время зарядки в большинстве зарядных устройств имеется ограничительные схемы, не позволяющие установить силу тока более 20-25 А.
Это сделано для того, чтобы зарядное устройство и сам аккумулятор не могли выйти из строя при работе на предельных параметрах.
В процессе зарядки аккумулятора напряжение постепенно уменьшается, сила тока при этом падает практически до 0. Изменение параметра идет по экспоненте.
Чем больше напряжение в начале процесса, тем скорее АКБ зарядится. Если установить значение в 16,3-16,4 В, то батарея полностью зарядится примерно за сутки, на 16 В за это же время заряд достигнет значения 95-97%, на 15 В – 85-90%, на 14,4 В 0 75-85%.
Но слишком быстрый процесс увеличивает выделение газов, поэтому у большинства современных АКБ с необслуживаемой конструкцией имеется ограничение, не позволяющее их заряжать с напряжением более 14,4 В.
Как зарядить АКБ автомобиля
Автомобильная батарея может быть заряжена только от источника постоянного тока, имеющим возможность настройки напряжения и силы тока, подаваемых на выводы АКБ.
Сейчас предлагаются в магазинах различные типы зарядных устройств. Также имеется их разновидность, называемое зарядно-пусковыми устройствами.
Такие аппараты позволяют завести двигатель, подключаясь параллельно к аккумулятору. Это может быть полезно, например, зимой, в неотапливаемом гараже, когда в сильные морозы у батареи падает емкость.
Прибор, предназначенный для зарядки аккумулятора, преобразует переменный ток 220 В в постоянный.
Величина выдаваемого напряжения должна составлять не менее 16-16,5 В. При меньших параметрах многие современные батареи полностью зарядить будет невозможно.
Самый простой вид АКБ называется «сурьмянистый» из-за того, что свинец, из которого сделаны пластины, имеет добавку сурьмы.
Также в сплав может содержать кальций, а иногда и небольшое количество серебра. Уровень силы постоянного зарядного тока устанавливается равным 10% от величины емкости аккумулятора (для батареи с емкостью 70 А·ч, ток, соответственно, устанавливается в 7 А).
Постоянное напряжение для такой АКБ должно быть 13,8-14,5 В. По мере зарядки батареи характеристики тока снижаются по экспонентной кривой.
Время зарядки аккумулятора зависит от ряда факторов:
- степени разрядки;
- емкости;
- состояния АКБ;
- мощности устройства для зарядки.
Зарядное устройство.
Теоретически, чем больше при зарядке устанавливается величина тока, тем за меньшее время батарея достигнет полной зарядки.
Но в реальности высокий зарядный ток увеличивает вероятность разрядки. Чтобы исключить риск перезарядки АКБ, которая снижает срок службы аккумулятора, многие автовладельцы при зарядке ставят силу тока около 2 А.
Батарея оставляется с подключенным ЗУ на ночь (6-10 ч). При таком подходе, хотя аккумулятор не заряжается на 100%, зато лучше сохраняет заряд в дальнейшем.
Учтите, что перед тем, как подключить АКБ к ЗУ, рекомендуется почистить контакты от следов коррозии, налета, грязи. После зарядки, клеммы АКБ желательно обработать специальными составами для защиты от окислов.
Важно! Чтобы батарея прослужила долго и не подвела в самый ответственный момент, ее нужно регулярно обслуживать и следить за величиной заряда, проверяя его раз в месяц, а лучше чаще. Делать это нужно в любое время года, но зимой не помешает проверять аккумулятор чаще, потому что в холода проблемы с ним происходят более часто.
Если зарядку проводят на обслуживаемой батарее, то перед ее началом обязательно нужно открутить пробки на всех банках. Также нужно убрать заглушку.
Это нужно для того, чтобы образующиеся во время процесса газы не повысили давление внутри корпуса выше критического и не повредили конструкцию.
После снятия пробок необходимо проверить уровень, на котором находится в банках электролит. Он должен полностью покрывать пластины.
Если уровень меньше требуемого, то в банки нужно подлить дистиллированной воды. Переливать выше необходимого значения также не стоит.
Заряжать обслуживаемые АКБ не стоит в жилых помещениях. Связано этом с тем, что при зарядке электролит в них интенсивно выделяет вредный для людей и горючий газ.
Поэтому проводите зарядку в гараже, имеющем вентиляцию или в другом вентилируемом помещении, где люди не находятся постоянно.
Необслуживаемые АКБ не имеют такого ограничения из-за того, что газ они практически не выделяют. Их можно заряжать даже в обычной квартире.
Когда нужно заряжать АКБ
Если генератор автомобиля справляется с зарядкой, то батарею заряжать с помощью дополнительного устройства не нужно.
Поэтому советуем сначала проверить уровень заряда.
Для этого есть несколько способов:
Проверка напряжения. Данный способ самый простой и быстрый. Для проведения замера достаточно иметь в инструментах простейший мультиметр.
Стоимость у такого инструмента начинается от 300-500 рублей. Установите переключатель тестера в положение для измерения постоянного напряжения со значением до 20 В (или около него). Затем нужно красный щуп поставить на плюсовой вывод АКБ, а черный – на минусовой.
Номинальное значение напряжения для автомобильного аккумулятора 12 В. Реально оно имеет большее значение.
Для исправного и нового аккумулятора при полной зарядке оно должно показывать около 12,7 В. При разрядке наполовину это значение падает до 12,2 В.
Это значит, что он нуждается в дополнительной подзарядке. Если на экране высвечивает значение 11,6-11,7 В, то батарея практически исчерпала свою емкость, выезжать на дорогу с ней нельзя, сначала АКБ нужно обязательно зарядить.
Проверка напряжения на автомобильном аккумуляторе.
Проверка по плотности электролита. Способ подходит исключительно для АКБ обслуживаемого типа, в которых можно снять пробки с банок.
Потребуется наличие ареометра. Необходимо опустить конец прибора в банку аккумулятора, набрать в прибор жидкость так, чтобы поплавок всплыл.
По совмещению риски на корпусе со шкалой судят о плотности электролита. Для заряженного аккумулятора она должна быть на уровне 1,27 г/куб.
Если показатель меньше – это значит, что АКБ разряжена и ее нужно подзарядить. В необслуживаемых батареях на верхней крышке есть круглое окошко, по цвету которого можно визуально определить состояние заряда аккумулятора.
Индикатор степени зарядки батареи.
Затрудненный запуск мотора автомобиля. Чаще всего проблемы с работой стартера возникают по причине недостаточного заряда АКБ.
Если во время включения стартера огни на приборной панели начинают светить тусклее, то почти наверняка аккумулятор серьезно сел.
Внимание! Допускать значительного разряда АКБ не рекомендуется. При нахождении в разряженном состоянии происходит процесс сульфатации рабочих пластин, что ведет к снижению емкости батареи и снижению ее ресурса.
Можно ли заряжать аккумулятор на машине
Начинающие водители обычно интересуются, необходимо ли во время зарядки аккумулятора с помощью ЗУ, снимать его с автомобиля.
Снимать АКБ с посадочного места не обязательно, а вот отсоединять клеммы нужно. Как минимум, нужно снять минусовой контакт, а лучше оба.
Дело в том, что при зарядке с неснятыми клеммами возникают 2 неблагоприятных момента:
- Электроток с повышенными параметрами циркулирует в электросистеме автомобиля, воздействуя на электроприборы;
- Из-за токов утечки время зарядки увеличится.
Кроме того, существует вероятность скачка напряжения, который может вывести из строя важный электроприбор.
Особенно опасно это на современных, дорогих автомобилях, оснащенных электронными системами управления зажигания, компьютерами, комплексами климат-контроля. Из-за того, что клеммы были не сняты, можно попасть на дорогостоящий ремонт.
Как зарядить кальциевый аккумулятор
Кальциевые АКБ, обозначаемые литерами Ca-Ca, в основном относятся к необслуживаемым.
Они быстро получили популярность благодаря ряду положительных качества, среди которых:
- высокая емкость;
- значительный ток пуска;
- практически полное отсутствие испарения электролита.
Однако эти батареи имеют и свои недостатки. Главная их неприятная особенность – это чувствительность к разрядке.
Достаточно 3-4 раза допустить глубокий разряд, чтобы емкость снизилась в несколько раз. Поэтому контроль разряда и регулярная зарядка для этого вида АКБ критически важны.
У кальциевых батарей нужно соблюдать технологию зарядки, которая имеет свои особенности. Необходимо приобрести зарядное устройство, которое способно генерировать напряжение 16,1-16,5 В.
Если ЗУ имеет меньшее выходное напряжение, то АКБ будет постоянно недозаряжаться. Так, при токе 14,8 В батарея наберет 45-50% емкости, при 15,5 В – 70-80%.
На пониженном напряжении кальциевая АКБ никогда не может набрать 100% своей емкости. Поэтому нужно покупать только современного типа зарядные устройства.
Например, подходящей моделью послужит «Орион-Вымпел-55», оснащенная программируемым циклом зарядки, что позволяет заряжать аккумулятор под минимальным присмотром.
Проблема еще в том, что генераторы на автомобилях отдают в сеть напряжение всего в 15 В. Это значит, что они не могут полностью зарядить АКБ кальциевого типа.
Из-за этой особенности, данный тип батареи нуждается в регулярной периодической подзарядке 1 раз в месяц. Особенно важно это делать зимой, когда из-за морозов емкость АКБ снижается.
Кальциевый аккумулятор.
Как написано выше, требуется купить зарядное устройство, оснащенное возможностью программирования цикла работы.
Процесс зарядки выглядит так:
- На панели ЗУ устанавливается напряжение в 16,1 В. Показатель тока должен составлять стандартные 10% емкости АКБ, т.е. для батареи в 70 А·ч ток устанавливаем в 7 А).
- Аккумулятор заряжается с установленными параметрами до момента, пока сила тока не понизится до 0,5 А. Продолжительность этого периода зависит от степени разрядки, емкости и состояния батареи.
- Теперь на панели приборов устанавливаются 2 режима: верхний и нижний. Значения для первого: 16,1 В и 3 А, для второго – 13,2 В и 0 А.
- Прибор зарядки устраивает «качели», позволяющие довести емкость до 100%. На аккумулятор подается ток силой 3 А, при этом напряжение плавно нарастает до 16,1 В. Как только оно дойдет до этого значения, сила тока становится равно 0. Напряжение при этом плавно снижается до 13,2 В. Затем цикл повторяется снова.
Чем больше аккумулятор заряжается, тем меньше становятся колебания «качель» по времени, сначала оно повышается в течение десятков минут, а снижается быстро.
Постепенно характер работы меняется на противоположный: быстрое повышение меньше, чем за 1 минуту и медленное понижение в течение нескольких минут. Это свидетельствует о полной зарядке батареи.
Как зарядить гелевый аккумулятор
Гелевые аккумуляторы маркируются GEL. Они имеют ряд преимуществ перед традиционными батареями.
Чаще всего их применяют как тяговые аккумуляторы для электротранспорта, для автомобилей с мощными медиасистемами, для внедорожников, квадроциклов, мотоциклов.
Также они широко используются для обеспечения бесперебойной работы бытовой техники, компьютеров, энергозависимых систем газового отопления и т.
Гелевый аккумулятор.
Алгоритм зарядки гелевой батареи по сравнению с традиционным аккумулятором отличается незначительно:
- Достаточно обычного зарядника с регулируемыми показателя выходных напряжения и силы тока.
- Сила тока должно составлять стандартные 10% от номинала емкости. Допускается увеличение тока зарядки до 30% от емкости (для аккумулятора с 70 А·ч это будет 21 А). Но делать это нужно только, если АКБ нужно зарядить срочно. Постоянно так поступать не стоит из-за снижения срока эксплуатации.
- Из-за того, что геливые АКБ чувствительны к высокому напряжению, нельзя устанавливать этот показатель выше, чем рекомендуется для данной модели. Обычно это 14,5-15 В. Рекомендуемые параметры всегда указываются на маркировке, нанесенной на корпус батареи.
- На наклейке также указывается максимальный зарядный ток (также может обозначаться как max initial current). Это значение также нельзя превышать.
- Период зарядки находится в зависимости от величины зарядного тока. Она определяется делением емкости на установленный ток зарядки. Это значит, что если зарядка проводится на показателе 10% от номинала, то она займет 10 часов, если 30%, то, соответственно, чуть больше, чем 3 часа. Из-за опасения перезарядки АКБ лучше не пользоваться старыми типами ЗУ, а использовать новые устройства с электронным блоком, который автоматически следит за выдаваемыми напряжением и силой тока.
Параметры зарядки гелевого аккумулятора.
Внимание! Опасность для гелевых АКБ повышенного напряжения происходит от того, что из-за него начинает разрушаться гель, содержащий электролит. Под воздействием тока он начинает плавиться. Чем дольше воздействие высокого напряжения, тем хуже для аккумулятора.
При зарядке обслуживаемого гелевого аккумулятора обязательно нужно снять пробки, чтобы внутри корпуса не повышалось давление.
Зарядное устройство подключается к соответствующим выводам, затем устанавливается на приборе нужное напряжение и сила тока.
Во время зарядки напряжение будет расти, поэтому нужно следить, чтобы оно не вышло за максимальные пределы (часто указываются, как cycle use).
Если напряжение его превысило, нужно понизить силу зарядного тока, чтобы уменьшить также подаваемое напряжения. Обычно для полной зарядки должно хватить 10-12 ч.
На АКБ часто указывается также значение Standby Use, которое указывает, какое напряжение должно быть на аккумуляторе в режиме хранения.
Если хранение долгое, то производители рекомендуют для поддержания работоспособности время от времени делать подзарядку при небольшом напряжении (как правило в пределах 13,5-13,8 В). Такой ток может на этикетке указываться как «буферный» или «буферный режим».
При несоблюдении показателей напряжения АКБ быстро выйдет из строя.
Лучше всего купить для гелевого аккумулятора современное электронной зарядное устройство с автоматическим контролем показателей напряжения и силы тока, которое самостоятельно не позволит перезарядить батарею.
Также такие ЗУ могут сами устанавливать режим зарядки в зависимости от степени разреженности АКБ и окружающей температуры. Есть также модели ЗУ, специально предназначенные для гелевых батарей. Желательно приобрести именно такую.
Внимание! Если у вас на автомобиле стоит гелевая модель АКБ, проверяйте время от времени напряжение, которое выдает реле-регулятор на генераторе. При высоком токе напряжения батарея станет неработоспособной очень быстро, вплоть до нескольких часов. Для страховки можно установить аккумуляторные клеммы с встроенным в них реле-регулятором, которое ограничит напряжение при его превышении выше заданного.
Как зарядить гибридный аккумулятор
Особенность гибридных батарей в том, что в них используются пластины с разными добавками легирующих элементов.
Часть пластин сурьмянистые, другие – кальциевые. Такие АКБ относятся к малообслуживаемым, но банки на них оснащены пробками.
Поэтому уровень электролита в них проверять необходимо. Делают это каждые 2-3 месяца. Если уровень опустился ниже положенного, доливается дистиллированная вода.
Основные плюсы гибридных батарей состоит в том, что они хорошо переносят глубокий разряд, выдавая значительный пусковой ток.
Также они выделяются невысокой стоимостью, которая примерно в 2 раза ниже по сравнению с кальциевыми АКБ.
Гибридный аккумулятор для автомобиля.
Зарядка аккумулятора стандартного типа, не отличается от работы с традиционными АКБ. Показатель тока выставляется на уровне в 10% от показателя емкости батареи.
Но ее можно повысить до 30%, если нужно провести цикл за краткое время. Лучшие показатели достигаются при показателе силы тока в 3% от емкости.
Для емкости 60 А·ч это 2 А. Величина напряжения должна быть 13,8-14,2 В. Зарядку прекращают, когда напряжение повышается до 14,2 В, а сила тока снижается до 0,3-0,5 А.
Внимание! Лучше не устанавливать высокие показатели силы тока, так как это приводит к кипению электролита. Опасность этого процесса не только в выделении вредных газов, но и в том, что происходит нагрев пластин, с которых активная масса начинает осыпаться.
У гибридных батарей нужно в летний период регулярно контролировать на каком уровне находится электролит.
Дело в том, что батарея выдает более высокое напряжение, чем традиционные АКБ. Эта особенность улучшает запуск мотора, но летом приводит к разогреву аккумулятора, из-за чего при включении двигателя электролит греется и закипает.
При испарении воды повышается концентрация электролита, уровень его падает, а пластины оказываются на воздухе, начиная разрушаться.
Нередко AGM технологию путают с гелевой. На самом деле эти виды АКБ значительно отличаются.
AGM аккумуляторы способны выдавать высокий пусковой ток, достигающий значений в 500-900 А. Это позволяет завести любую машину, даже с дизельным двигателем практически в любой мороз.
Также такие АКБ заряжаются намного быстрее (почти в 3 раза). Важное преимущество AGM-батарей – увеличенный срок эксплуатации (на 3-5 лет дольше традиционного свинцового аккумулятора).
AGM аккумулятор для автомобиля.
Есть 3 варианта зарядки аккумуляторов AGM:
Зарядка, накопление и хранение. Подзарядка ЗУ может выполняться с АКБ на автомобиле или при помощи ЗУ. Напряжение находится в коридоре 14,2-14,8 В, но не должно превышать 15,2 В (требуется уточнить этот момент в инструкции к батарее).
Сила зарядного тока находится в пределах 10-30% от емкости. Процесс накопления энергии проводят после глубокого разряда. В этом случае напряжение должно быть, как описано выше, а сила тока 10% от емкости. В случае хранения напряжение не изменяется, а сила тока – 5-10%.
Зарядка и хранение. Такой вариант чаще всего указывают производители. Для зарядки используются параметры в 14,2-14,8 В при силе тока 10-30% от емкости батареи. В случае хранения напряжение 13,2-13,8 В при указанной выше силе тока.
Зарядка. Часть изготовителей вообще не сообщает условия режима хранения, а указывает исключительно параметры для зарядки. Они такие же, как в пункте выше – 14,2-14,8 В при силе тока 10-30% от емкости аккумулятора.
Для батарей AGM также важно поддерживать рекомендуемые напряжение и зарядный ток.
Лучше всего пользоваться зарядкой с электронным блоком, имеющим 2 режима. Наличие такого ЗУ позволяет заряжать АКБ без постоянного контроля и дает гарантию, что параметры тока будут находиться в заданном коридоре.
В случае использования старого зарядника нужно будет постоянно контролировать все параметры вручную.
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор
Многие модели современных АКБ являются необслуживаемыми. Доступа к банкам у них нет, поэтому проверить уровень электролита и долить дистиллят в них не получится.
Заряжаются такие батареи так же, как и обычные, 2-мя способами: с постоянным напряжением или постоянной силой тока. Лучше всего не рисковать, а купить современное ЗУ с электронным блоком и сигнализатором окончания зарядки. Обычно по завершению цикла на таком приборе загорается цветной индикатор.
Старый, механического типа зарядник придется контролировать самому. Понадобится определить степень разрядки АКБ.
Определить его можно по напряжению на выводах батареи. 12,7 В значит, что она полностью заряжена. 11,7 В – полная разрядка, 12,2 В – разрядка на 50%.
Величина зарядного тока должна составлять 10% от емкости АКБ. Например, при половинном разряде и емкости аккумулятора в 60 А·ч для восстановления емкости потребуется 30 А·ч. 10% от 60 А·ч – 6 А. 30 А·ч разделить на 6 А получится 5 часов. Следовательно, время зарядки составит 5 часов.
Превышать порог силы зарядного тока в 10% нельзя. Такой эксперимент гарантированно приведет к выходу из строя аккумулятора или как минимум снижению его емкости и периода эксплуатации.
Перезарядка сказывается фатальным образом на любых типах АКБ. Если на цикл зарядки нужно 5 часов, то держать аккумулятор с подключенным зарядником 8 или 10 часов не только бессмысленно, но и вредно.
Величина заряда в этом случае не увеличится, зато закипит электролит, что приведет к выпариванию воды из него и нагреву пластин.
Такой процесс особенно опасен для необслуживаемой конструкции. Если в аккумуляторе, оснащенном пробками, можно подлить дистиллированной воды, то в необслуживаемом такая возможность отсутствует в корне.
Батарея оснащена специальным клапаном, сбрасывающим давление при превышении давления внутри корпуса выше критического.
Это предохраняет батарею от разрушения, но потерю жидкости возместить безвозвратно. Понижение ее уровня ниже требуемого приведет к повреждению пластин и снижению времени службы устройства.
Поэтому нельзя допускать перезарядки необслуживаемого аккумулятора более чем на 15-30 минут.