Часто задаваемые вопросы — ФЭО

Содержание

Блок А. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР

Кто является федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности?

Есть ли у федерального оператора региональные представительства? С кем заключать договоры в регионах?Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14. 2019 № 2684-р «Об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности» федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (предприятие Госкорпорации «Росатом») определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности и осуществляет деятельность на всей территории Российской Федерации. Создание региональных представительств не планируется. Договор на оказание услуг по обращению с отходами должен быть заключен с ФГУП «ФЭО» посредством федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) – ссылка gisopvk. Заключение договоров посредством ФГИС ОПВК станет возможным с 01. 2022.

Федеральный оператор отвечает за все отходы I и II классов опасности в стране?

Федеральный оператор отвечает за все отходы I и II классов опасности, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22. 2017 № 242.

Деятельность федерального оператора подлежит лицензированию?

В период организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности, имеющих соответствующие лицензии, деятельность федерального оператора не подлежит лицензированию.

Какие функции установлены федеральному оператору?

  • осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности;
  • предоставляет предложения об установлении тарифа на услуги по обращению с отходами I и II классов опасности;
  • является оператором федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК), в которой, в том числе, в электронном виде будет формироваться федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности.

Когда федеральный оператор начнет свою деятельность?

В соответствии с Федеральным законом от 24. 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов на всей территории Российской Федерации. Отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов опасности, обязаны передавать такие отходы федеральному оператору, заключая с ним соответствующий договор. В свою очередь федеральный оператор самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности обеспечит их обезвреживание, утилизацию и безопасное размещение.

Сколько стоит услуга федерального оператора и из чего она состоит?

Стоимость услуг федерального оператора определяется исходя из предельных (максимальных) тарифов федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности (ФАС России). Услуга включает в себя расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности.

Что такое ФГИС ОПВК, и почему все операции с отходами должны фиксироваться в этой системе?

Согласно пункту 1 статьи 14. 3 Федерального закона № 89-ФЗ, ФГИС ОПВК создана в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности. В соответствии с пунктом 6 статьи 14. 3 Федерального закона № 89-ФЗ, представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК является обязательным. Перечень обязательной для представления информации предусмотрен в Положении о ФГИС ОПВК, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18. 2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности».

Блок B. ОТХОДООБРАЗОВАТЕЛЬ

Кто такой отходообразователь?

Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности.

Когда наступает обязанность передавать отходы федеральному оператору?

С 1 марта 2022 года отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов опасности (по утилизации, обезвреживанию или размещению), обязаны передавать такие отходы федеральному оператору, заключая с ним договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Предельный срок накопления отходов не может превышать 11 месяцев со дня их образования, соответственно, отходы необходимо передать до истечения предельного срока накопления.

Если договор на утилизацию отходов I и II классов опасности заключен ранее, чем издан ФЗ-225, и автоматически имеет пролонгацию, данный договор тоже нужно будет расторгнуть 01. 2022?

Ранее заключенные договоры, предметом которых является обращение с отходами I и II классов опасности, действуют до 01. 2022 года. Заключенные до 25. 2019 договоры, предметом которых является обращение с отходами I и II классов опасности, действуют до 01. 2022, если договорами не предусмотрен меньший срок (ФЗ от 26. 2019 N 225-ФЗ). С 01 марта 2022 года договоры оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности необходимо заключать с федеральным оператором.

Установлены ли требования к таре, в которой планируется передача отходов I и II классов опасности?

При передаче отходов для перевозки следует учитывать, что на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются требования к транспортированию опасных грузов, применимые к конкретному способу перевозки:

  • Воздушный транспорт регулируется конвенцией «О международной гражданской авиации» и инструкциями ИКАО;
  • Автомобильный транспорт. Основной регулирующий документ – ДОПОГ;
  • Морской транспорт. Основной регулирующий документ — МОПОГ;
  • ЖД транспорт регулируется правилами перевозки опасных грузов по железным дорогам.

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-2020. Межгосударственный стандарт. Грузы опасные. Упаковка. Данный ГОСТ предусматривает разные группы упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность.

Какой порядок заключения договора с федеральным оператором, когда и куда направлять заявку для заключения договора?

Информационное взаимодействие между всеми участниками рынка будет обеспечиваться посредством федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). Документооборот будет производиться в электронном виде в личном кабинете (ЛК) ФГИС ОПВК. Договор, акты и первичные документы будут подписываться с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Для заключения договора необходимо:

  • Зарегистрироваться во ФГИС ОПВК с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), после чего будет сформирован личный кабинет отходообразователя (ЛК).
  • Указать место накопления отходов I-II классов опасности. Прикрепить паспорт на отход.
  • С 1 марта 2022 года в ЛК ФГИС ОПВК направить заявку на заключение договора на обращение с отходами I и II классов опасности.
  • После проверки заявки федеральным оператором будет сформирован проект договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
  • При возникновении потребности вывезти отходы необходимо сформировать заявку на вывоз в ЛК ФГИС ОПВК.
  • Документы на оплату по договору будут приходить в ЛК ФГИС ОПВК.
  • Результат выполненной работы будет подтверждаться исполнительной документацией, а именно Актом оказанных услуг и отчетом об обезвреживании/утилизации, полученным отходообразователем в ЛК ФГИС ОПВК.

Договор заключается на каждую заявку, или его можно заключить на 1 год?

Договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности возможно заключить на год или на каждую заявку.

Типовая форма договора на обращение с отходами I и II опасности обязательна для всех? Или можно заключить договор на индивидуальных условиях, в том числе уменьшить установленный авансовый платеж в размере 30 процентов цены договора?

Типовая форма договора на обращение с отходами I и II опасности утверждена постановлением Правительства РФ от 24. 2019 № 1363. Она обязательна, в том числе в части размера авансирования услуг федерального оператора.

В какой срок после подачи заявки на выполнение услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию по договору заберут отходы у отходообразователя?

Срок вывоза отходов федеральным оператором не может превышать 2-х месяцев с момента направления заявки во ФГИС ОПВК, если более поздний срок не указан в самой заявке. Вывоз отходов, образование которых обусловлено регулярным технологическим процессом и требует удаления с промышленной площадки в более короткие сроки, будет согласован с соответствующими отходообразователями отдельно.

Как будут заключаться договоры с отходообразователями, закупки которых регулируются Федеральным законом «№223-ФЗ» или «44-ФЗ»?

С учетом требований Федерального закона от 18. 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона от 05. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

У нас крупная организация. Состоит из нескольких филиалов. Кто должен заключать договор с федеральным оператором, головная организация? Если у юридического лица несколько филиалов, то договор заключается по каждому филиалу в отдельности или один на юридическое лицо в целом?

Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности возможно как с головным предприятием, так и с филиалами, в зависимости от установленного на предприятии порядка обращения с отходами и полномочиями филиалов. Регистрация отходообразователя во ФГИС ОПВК доступна только в отношении одного юридического лица. Филиалы в лице ответственных должностных лиц, прошедших идентификацию и аутентификации во ФГИС ЕСИА, рекомендуется регистрировать в личном кабинете ФГИС ОПВК отдельной ролью с привязкой к месту накопления отходов (в соответствии с адресом фактического осуществления деятельности, указанного в паспорте на отход). В дальнейшем ответственное должностное лицо от филиала направляет заявку на вывоз отходов I и II классов опасности и заключение договора на оказание услуг по обращению с данными отходами. В случае наличия необходимости организации мест накопления отходов по адресу, отличному от адреса фактического осуществления деятельности юридического лица, указанного в паспорте на отход, такие места необходимо закрепить внутренним локальным актом предприятия и указывать их в личном кабинете ФГИС ОПВК в качестве мест накопления (место передачи отхода федеральному оператору).

У нас заключен договор на услуги по комплексному техническому обслуживанию и ремонту зданий, помещений, в том числе на лампы. Отходообразователем являемся мы, но сбором, хранением и передачей отходов занимается привлеченная организация. Может ли и дальше по договору этим заниматься привлеченная организация, а также осуществлять регистрацию в системе и подачу заявок на вывоз отходов?

Согласно пункту 6 статьи 14. Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают предоставление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК. Таким образом, регистрация в ФГИС ОПВК, внесение в систему информации, предусмотренной пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 18 октября 2019 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности», и заключение с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляются непосредственно отходообразователем.

Если на отход нет паспорта, федеральный оператор будет принимать такие отходы?

Нет. В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, организация транспортирования отходов осуществляется исключительно при условии наличия паспорта на отход (ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ).

У предприятия есть собственный объект по обезвреживанию/утилизации отходов. Нужно ли регистрироваться, заключать договор и предоставлять какие-либо сведения во ФГИС ОПВК?

Если у предприятия есть мощности для переработки собственных отходов I и II классов, оно должно пройти регистрацию во ФГИС ОПВК, указать сведения объекте обращения с отходами I и II классов опасности и предоставлять информацию о всех операциях с данными отходами: с момента образования до утилизации, обезвреживания или размещения. Заключение договора с ФГУП «ФЭО» на обращение с отходами не требуется.

Как поступать предприятиям с неразобранными отработанными аккумуляторами?

Деятельность по обращению с аккумуляторами регулируется двумя нормами закона – лицензия на обращение с опасными отходами выдается Росприроднадзором, а обращение с ломом и цветными черными металлами регулируется Минпромторгом. Обращаем внимание, что юридически неповрежденный аккумулятор с электролитом в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов относится к II классу опасности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания или размещения отходов I и II классов опасности, в иных случаях отходообразователи передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ).

ЭЦП каких сотрудников должны использоваться при работе во ФГИС ОПВК?

Регистрация и авторизация во ФГИС ОПВК осуществляется путем прохождения идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — ЕСИА). Отображаться во ФГИС ОПВК будут сотрудники организации, у которых есть учетная запись ЕСИА и которые добавлены как сотрудники вашей организации в ЕСИА. Право усиленной электронной подписи документов предоставляется сотруднику организации при наличии у него соответствующих должностных полномочий или по доверенности. Электронная цифровая подпись используется в соответствии с законодательством Российской Федерации и/или локальными правовыми актами организации.

Блок C. ОПЕРАТОР

Как стать оператором по обращению с отходами I и II классов опасности?

Для получения статуса оператора по обращению с отходами I и II классов опасности индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны иметь лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности, быть зарегистрированными во ФГИС ОПВК, а также заключить договор с федеральным оператором на обращение с отходами I и II классов опасности посредством  участия в конкурентных процедурах закупки. Заключение договоров между федеральным оператором и операторами по обращению с отходами I и II классов будет осуществляться в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по правилам «Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в I квартале 2022 года. Соответствующая информация будет размещена в Единой информационной системе в сфере закупок.

Как включить объект утилизации/обезвреживания в федеральную схему?

Для включения объекта утилизации/обезвреживания в федеральную схему необходимо зарегистрироваться во ФГИС ОПВК, представив все необходимые данные, запрашиваемые системой при регистрации. После проверки сведений об объекте, в личный кабинет (ЛК) ФГИС ОПВК придет соответствующее уведомление.

Какую информацию должен вносить оператор по обращению с отходами I и II классов опасности во ФГИС ОПВК?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18. 2019 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» операторы по обращению с отходами I и II классов опасности являются поставщиками информации в части информации, предусмотренной подпунктами «д» — «м» пункта 8 указанного Положения.

Каким образом будут заключаться договоры между федеральным оператором и операторами по обращению с отходами I и II классов опасности.

Договоры между федеральным оператором и операторами по обращению с отходами I и II классов опасности на обращение с данными отходами будут заключаться посредством конкурентных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 18. 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Как будет определяться стоимость услуг операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.

Стоимость услуг операторов по обращению с отходами I и II классов опасности будет определяться по итогам проведения конкурентных процедур в рамках Федерального закона от 18. 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Опасная ртуть

И все же это крайне опасное вещество. Да, ртутные приборы и промышленные отходы, содержащие ртуть, являются безопасными, но пока не нарушилась их герметичность.

Если случайно разбить градусник, металлическая ртуть тут же начнет испаряться, заполняя помещение высокотоксичным паром, который не имеет ни цвета, ни запаха, и обнаружить его могут только специальные устройства.

Чем теплее в помещении, тем выше скорость испарения. В результате трансформации агрегатного состояния создается губительная для живых организмов ртутная атмосфера. Острое отравление проявится уже через несколько часов и симптомы будут очень серьезны.

Чтобы уберечь себя, близких, соседей и коллег по работе от воздействия ядовитого вещества, ртутьсодержащие приборы и лампы подлежат крайне осторожному обращению. Еще более пристального внимания требуют ртутьсодержащие отходы – нельзя ртутную лампу просто так выбросить в контейнер, не задумываясь о последствиях.

Что понимается под термином РСО?

Ртутьсодержащие отходы (РСО) – все твердые и шламообразные отходы, имеющие в составе ртуть, а именно:

  • отслужившие свой век люминесцентные и ртутные лампы;
  • вышедшие из строя приборы и устройства;
  • бракованные изделия, а также товары с истекшими сроками эксплуатации;
  • ртутно-окисные элементы и др.

Ртуть относится к металлам переходного типа: сочетает качества жидкого и твердого вещества. Международное обозначение – Hydrargyrum (Hg)

Категории

Масса металлической ртути в составе РСО является определяющим фактором при разделении этих отходов на 4 группы:

Загрязненная ртуть металлическая, вылитая из приборов, вышедших из эксплуатации, отходы ртути химических и других производств называются ступпа.

Самый распространенный отход в этой категории – отработанные ртутьсодержащие лампы (ОРСЛ), представляющие собой товар, утративший потребительские характеристики, с ртутным заполнением не менее 0,01% — люминесцентные лампы:

  • с холодным катодом;
  • с внешним электродом;
  • малогабаритные;
  • трубчатые;
  • лампы ртутные высокого давления паросветные.

Примеры

Сфера применения ртути в промышленности и быту настолько обширна, что все образующиеся РСО перечислить невозможно:

Класс опасности, ФККО

РСО встречаются в разных блоках ФККО, в зависимости от процесса образования, вида изделия и т.

К примеру, отходы вышедшего из употребления, бракованного ртутьсодержащего оборудования размещены в 4 блоке классификатора.

Почти все отходы этой группы относятся к высокому 1 классу опасности: ртутьсодержащие лампы, реле, гальванические элементы, ртутно-цинковые батерейки, термометры, детали приборов. Бактерицидные амальгамные лампы имеют 3 класс опасности.

В этом же блоке – упаковка и средства индивидуальной защиты, загрязненные ртутью:

  • респираторы;
  • перчатки (1, 2 класс опасности).

Отходы, образовавшиеся при обезвреживании РСО, находятся в 7 блоке каталога. Отходы от демеркуризации ртути (термическим или химическим способом) имеют как 4 класс опасности (лом ртутных ламп, бой стекла), так и 1 – ступпа, смесь ртути и люминофора, химический поглотитель паров ртути.

Законодательство, регламентирующее обращение с РСО

Безопасное обращение с РСО, их учет, документирование, методы переработки определены рядом национальных стандартов и федеральных документов, установленных законодательством:

  • ГОСТ Р 51769-2001;
  • ГОСТ Р 52105-2003;
  • СанПиН 2.1.3684-21;
  • ФЗ-89;
  • Постановление Правительства РФ № 2314;
  • Приказ Минприроды России № 1028.

Инструкция по обращению с отходами ртути

Согласно инструкции по обращению, контейнер для хранения ОРСЛ должен герметично закрываться (накрываться специальным чехлом), находиться в специально отведенном помещении, иметь маркировку с указанием наименования, класса опасности отхода.

Доступ посторонних лиц ограничивается, по мере накопления отходы передаются специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию.

Вступившее в силу с 1 января 2021 года постановление Правительства РФ № 2314 устанавливает новые правила по обращению с отходами, образовавшимися при эксплуатации осветительного оборудования, потенциально опасных для жизни, здоровья населения, для животных, растений и окружающей природы.

Документ появился в формате «регуляторной гильотины», является руководящим документом для потребителей ОРСЛ (юрлиц, ИП, физлиц, эксплуатирующих РСЛ), и заменяет собой аналогичное постановление № 681, действовавшее до 01. 2021.

Главное в новых правилах, по сравнению с предыдущим правовым актом:

  • Откорректировано понятие «отработанные ртутьсодержащие лампы».
  • Введено новое определение – «оператор пообращению с отработанными ртутьсодержащими лампами», а также его функции — сбор, транспортировка и учет этих отходов, а также выполнение мероприятий по ликвидации загрязнений парами и остатками ртути в помещениях, в которых происходило накопление ламп, в случае их повреждения.

Оператор по обращению с ОРСЛ действует на основании лицензии на деятельности с отходами I — IV класса опасности и вправе выполнять работы, предусмотренные такой лицензией.

Перечислим основные пункты Правил:

  • Юрлица и ИП, при работке которых образуются и накапливаются ОРСЛ, обязаны назначить ответственных лиц, – за безопасное накопление высокоопасного отхода, и его передачу оператору.
  • Места накопления ОРСЛ у потребителей ртутных ламп, являющихся жителями многоквартирных домов, определяются ими же, или управляющими компаниями – на основании договора.
  • Местная администрация обязана организовать точки накопления ОРСЛ, в том числе, и для жителей многоэтажных домов, если там, где они проживают, отсутствует возможность создания такого места, а также проинформировать об этом население.
  • Накопление неповрежденных ОРСЛ должно осуществляться с учетом безопасных мер, предусмотренных производителем, и указанных в эксплуатационных документах изделия.
  • Накопление не утративших целостности ламп производится в условиях, исключающих их повреждение, со всеми вытекающими опасными последствиями: в индивидуальной и герметичной транспортной упаковках. Допускается использовать упаковку от новых ламп.
  • ОРСЛ должны собираться отдельно от других отходов; нельзя накапливать вместе поврежденные и целые лампы.
  • Если обнаружено загрязнение парами и остатками ртути, следует провести обезвреживание отходов, – с привлечением оператора, на договорных основаниях.

Кто занимается вывозом и утилизацией РСО?

Вывозом и утилизацией целых и поврежденных ОРСЛ может заниматься только оператор. Требования к транспортированию этого отхода стандартны и предусмотрены ст. 16 ФЗ-89. Для перемещения отходов обязательно используется герметичная тара.

Утилизация и обезвреживание ОРСЛ проводятся оператором – в соответствии с установленными требованиями и с учетом ИТС по наилучшим доступным технологиям. Захоронение ОРСЛ запрещено.

Кто осуществляет прием отходов ртути у населения?

В крупных городах, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, специализированные компании бесплатно принимают от населения РСО в экомобилях и из экобоксов.

Кроме того, во многих населенных пунктах устанавливаются специальные контейнеры, куда жители могут складывать старые термометры, негодные лампы и батарейки.

К примеру, в столице работает более 1200 точек приема отработанных термометров и ртутных ламп.

В таблице представлены несколько адресов и телефонов в некоторых городах России:

Бесплатным приемом батареек от населения периодически занимаются крупные сетевые компании: «Кенгуру», «Лента» и другие.

Проблемы отходов, содержащих ртуть

Только одна люминесцентная лампа содержит от 30 до 300 мг опасной ртути. Значительный объем негодных ламп попадает на свалки и исчисляется десятками миллионов единиц в год. Стеклянная оболочка разрушается, ртуть загрязняет почву и воздух.

Компанию осветительным приборам составляют аккумуляторы и батареи, внося свой отрицательный вклад в количестве не менее 40 тонн ртути ежегодно.

Массовое использование ртутных ламп объясняется их высокой световой отдачей, большим сроком эксплуатации. При этом отработанные ртутные лампы – потенциальный источник поступления опасной ртути в среду обитания.

Среди множества токсичных веществ ртуть занимает особое место.

Причина – ее уникальные физико-химические свойства:

  • быстрое распределение в среде;
  • разнообразие агрегатных состояний;
  • специфика трансформации в природных условиях.

Кроме того, вещество обладает широким спектром негативных воздействий на живые организмы даже при малых дозах экспозиции.

Ртуть способна воздействовать на человека при дыхании, через воду и пищу. Бывают и менее распространенные пути воздействия — через кожу, при купании в водоеме и т.

Сразу ртуть не убивает. Но, попадая в организм, уже через несколько часов вызывает сильное отравление.

Ртуть поражает все на своем пути:

  • органы дыхания;
  • печень;
  • сердце;
  • кишечник.

При этом сразу распознать заражение невозможно, начальные признаки появляются только через сутки.

Сильнее всего при остром или хроническом ртутном отравлении страдают нервная и выделительная системы.

У человека начинается дрожание тела, появляются неритмичный пульс, психические нарушения, гингивит. Развивается особенная, «ртутная» неврастения, начинаются головные боли, головокружения, бессонница, нарушается память.

Кроме того, ртуть как экотоксикант вызывает нарушение баланса метаболических процессов в почве, кислотно-основной сдвиг рН.

В биомассе почвы уменьшается число микробных сообществ, а концентрация токсичных соединений возрастает. В результате нарушается естественное обезвреживание вредных веществ, их биотрансформация, и они передаются по пищевой цепи, попадая к нам в виде продуктов питания.

Утилизация РСО

Первый этап – разделение РСО на компоненты. Отходы разбираются на стекло, цоколи ламп, жидкости, металлы, ртутьсодержащий люминофор.

Затем РСО подвергаются обезвреживанию по одной из технологий:

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео о работе современного предприятия по утилизации ртутьсодержащих отходов, в частности, ламп:

Оператором получено согласие субъектов персональных данныхна размещение персональных данных на сайте

Технологический регламент по обращению с отработанными
люминесцентными ртутьсодержащими лампами.

Настоящий Технологический регламент разработан на основании
Федерального закона от 10. 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
Федерального закона от 24. 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
СанПиН 2. 1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию
отходов производства и потребления», СанПиН 4607-88 «Санитарные правила
при работе с ртутью, её соединениями и приборами с ртутным заполнением»,
«Инструкции по сбору, хранению, упаковке, транспортированию и приему ртутьсодержащих
отходов», утвержденной Минцветметом СССР от 27. 1956.

Экологические и санитарно-гигиенические требования
к сбору, учету, хранению, сдаче и транспортировке отработанных ртутьсодержащих
ламп с не разрушенной колбой.

Отработанные ртутьсодержащие лампы (типа ДРЛ, ЛБ и
т. ) со всех подразделений завода подлежат сбору, учету и возврату в
специализированные организации по демеркуризации отработанных ртутьсодержащих
ламп.

Главным условием при замене и сборе отработанных ртутьсодержащих
ламп является сохранение герметичности колбы.

Сбор и хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится
отдельно от обычного мусора, в специально выделенном для этой цели помещении,
расположенном отдельно от производственных помещений, защищенном от химически
агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод. Двери склада должны надежно запираться и иметь надпись «Посторонним вход
запрещен».

Допускается сбор и хранение отработанных ламп в неповрежденной
таре из-под новых ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность
при хранении и погрузо — разгрузочных работах.

Хранить упакованные отработанные лампы следует на стеллажах,
исключая повреждение упаковок.

В процессе сбора лампы разделяются по диаметру и длине.

Не допускается большое скопление отработанных ламп
и своевременно производится сдача предприятиям – приемщикам.

Транспортирование ламп производят любым видом транспорта
в соответствии с действующими правилами перевозки опасных грузов.

Экологические и санитарно-гигиенические требования
к сбору, учету, хранению, сдаче и транспортировке боя отработанных ртутьсодержащих
ламп.

В случаях боя отработанных ртутьсодержащих ламп для
сбора и транспортирования используется специальная тара, которая представляет
собой металлическую бочку с закатным дном, изготовленную из листовой стали,
высотой 1 м. , диаметром 450 мм. Бочка снабжена чехлом и для удобства переноса
(при погрузке и разгрузке) – двумя ручками с боков.

Наполненные боем ртутьсодержащих ламп бочки транспортируются
автомобильным транспортом.

Не допускается временное хранение разбитых ртутьсодержащих
ламп в местах основного хранения.

Хранят и перевозят заполненные бочки в один ряд на
горизонтальной поверхности, только в вертикальном положении.

Хранить пустые бочки рекомендуется в пригодных для
этих целей помещениях или временно под навесом, в вертикальном положении
, в один ряд.

Разгрузка бочек сбрасыванием НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Осуществление учета и контроля за обращением с отработанными
люминесцентными ртутьсодержащими лампами.

Учет собранных и переданных на переработку ламп осуществляется
ответственным лицом, назначенным приказом руководителя, с отражением их
количества в «Журнале учета отходов» , а так же бухгалтерией предприятия
на основании накладных.

Журнал учета должен быть пронумерован, прошнурован
и скреплен печатью, в конце должно быть указано количество страниц.

Лицо ответственное за ведение «Журнала…» несет ответственность
за достоверность указанной информации.

Сбор, хранение, транспортировка ртутьсодержащих отходов
должны осуществляться в присутствии ответственного лица.

Загрузка в транспортные средства упакованных ламп должна
выполняться бережно.

Бросать упаковки при загрузке запрещается.

Укладка упаковок должна производиться таким образом, чтобы
более прочная тара была в нижних рядах.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ самостоятельно уничтожать, выбрасывать
в окружающую среду, на свалку бытовых отходов ртутьсодержащие лампы и
приборы.

Правила ликвидации аварийных ситуаций при обращении
с ртутьсодержащими отходами.

Если вследствие неаккуратного обращения допущен бой
ламп, немедленно прекратить работы.

Для предотвращения распространения ртути в другие помещения
необходимо оградить участок загрязнения и исключить доступ на загрязненный
участок персонала, непосредственно не занятого в демеркуризационных работах.

Следует обеспечить постоянное проветривание помещения,
в котором произошел бой ламп.

Содержание демеркуризационных работ зависит от степени
ртутного загрязнения помещения.

— в том случае если имеет место единичное разрушение люминесцентных
ламп или пролив ртути незначителен, устранение ртутного загрязнения может
быть выполнено персоналом самостоятельно с помощью созданного для этих
целей демеркуризационного комплекта (в демеркуризационный комплект входят
все необходимые для проведения работы материалы и приспособления) или
в случае более сложного ртутного загрязнения необходим вызов специалистов
отделения МЧС.

Ответственность за нарушение установленных экологических
и санитарно-гигиенических требований при обращении с ртутьсодержащими
отходами.

Должностные лица, причинившие вред окружающей среде
в результате нарушения установленных требований безопасного обращения
с ртутьсодержащими отходами и не выполняющие требования настоящего Технологического
регламента несут ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

_______________________Должность лица, ответственного за охрану
окружающей среды

< Предыдущая
Следующая >

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Как Это Работает?
Добавить комментарий