Секционные ворота заводского производства отличаются качественным исполнением и достаточно трудоемкой сборкой. Если вы собираетесь проводить автоматизацию гаража, понимать, как выполняется монтаж секционных ворот, полезно по двум соображениям. Во-первых, вы сможете отслеживать работу специалистов-установщиков и оценивать уровень их работы. Во-вторых, вы сможете провести сборку самостоятельно, сэкономив на приглашении профессионалов. Разбираемся, в какой последовательности выполняется сборка секционной конструкции и на что следует обращать особое внимание.
Какие конструкции называются секционными
Перед тем, как приступить к сборке воротной конструкции, важно познакомиться с особенностями механизма и принципом его функционирования. Модели ворот с полотном в виде секций разнообразны по дизайну, способу управления, типу подъема, но сходны по принципу действия. Секционные ворота – устройство, снабженное подъемным механизмом со следующими особенностями:
- Классическое полотно состоит из двух секций, связанных между собой петлями на шарнирах, но распространены варианты с 4-6 секциями.
- По краям проема закрепляются направляющие (стальные профили с кронштейнами). Они крепятся не только к проему, но и к потолку, с помощью подвеса.
- Когда ворота открываются, полотно, секция за секцией, поднимается вверх и затягивается по направляющим в пространство под потолком. Во время закрывания операция проходит в обратном порядке.
- Управление бывает ручным или автоматическим. Узел подъема/опускания выглядит, как система тросов и барабанов, их уравновешивает пружинный механизм.
- Пружинный механизм помогает балансировать полотно, благодаря чему двигать секционные ворота вверх-вниз несложно в ручном режиме даже даме хрупкого телосложения.
- Балансировочный механизм работает двумя способами: с помощью пружин растяжения (реализовывается в небольших конструкциях, предназначенных для частных гаражей) или с помощью торсионных пружин (чаще применяется в промышленных конструкциях).
Размер ворот подбирается по проему. Модели для частного гаража имеют небольшие размеры и подходят для самостоятельной установки. Стандартные габариты частных воротных систем вписываются в следующие размеры:
- Ширина секции лежит в пределах 35-60 см.
- Высота полотна: 2-4 (реже 6) м.
- Длина не превышает 5 м (в гараже на два автомобиля).
Плюсы
Выбирая установку секционных ворот, владельцы ориентируются на следующие преимущества конструкции:
- Подъем полотна внутрь гаража – решение, которое экономит пространство перед гаражом и не требует места внутри него. Такая компактность особенно выгодна в условиях небольшого участка.
- Эксплуатационные характеристики. Для теплых гаражей выбирают полотно, собранное из сэндвич-панелей. Оно характеризуется повышенной тепло- и звукоизоляцией, а, при условии качественного монтажа, сделает проем герметичным, и вы забудете про пыль и зимние сквозняки. В отапливаемом помещении температура всегда будет комфортной.
- Воротная система изготавливается из негорючих материалов, что важно для безопасности.
- Гарантийный срок эксплуатации большинства моделей средней ценовой категории, например, от производителя DoorHan (ДорХан) достигает 10 лет; автовладельцам предлагают не только гарантийное, но и постгарантийное обслуживание.
- Установка подъемных ворот выгодна по причине их универсальности: секционную систему не составит труда установить в проем любого размера.
- В пользу секционных конструкций говорит их ремонтопригодность. Если одна из секций окажется поврежденной, заменять придется только ее.
Многие модели секционных ворот разрабатываются с учетом современных требований комфорта, что выражается в следующих возможностях:
- Производители выпускают воротные системы, соответствующие российским строительным стандартам и нормам. Такие модели приспособлены к эксплуатации в российском климате.
- Владельцы все чаще выбирают секционные ворота с автоматизацией. Пульт дистанционного управления позволяет управлять движением полотна, не выходя из машины. Гаражная автоматика нередко оснащается лампочкой, благодаря чему вы сможете заехать в освещенное помещение.
- Современные подъемно-секционные ворота – это еще и элемент дизайна придомовой территории. Вы можете выбрать полотно подходящего цвета и фактуры, или, если не нашлось подходящего, покрасить его в любой цвет по карте RAL.
- Производители предлагают большой выбор дополнительного оснащения (например, декоративное окно, врезную калитку), запирающих устройств.
- Вопрос безопасной эксплуатации решается установкой блоков защиты, это могут быть фотоэлементы или устройство, блокирующее обрыв троса или пружины.
Минусы
К значимым недостаткам относится сравнительно высокая стоимость некоторых моделей, которая, однако, уравновешивается надежностью и удобством использования. Другим минусом считается необходимость периодического обслуживания, но оно требуется любой механической системе.
Специалисты не советуют заниматься самостоятельным монтажом гаражных ворот, мотивируя это следующими соображениями:
- Автовладелец не обладает нужным запасом знаний и практических навыков, у него отсутствует специальное оборудование. Монтаж «по-своему» приведет к неустойчивой работе воротной конструкции.
- Самостоятельная настройка привода чаще всего выполняется «на глазок». Неправильно отрегулированный механизм, в случае несанкционированного срабатывания на закрывание, может нанести ущерб людям и технике.
- Производитель не сможет судить о надежности монтажа, сделанного человеком со стороны. Выполняя сборку и отладку самостоятельно, вы лишаетесь гарантийного обслуживания.
Поэтому провести установку ворот ДорХан (или любых других) собственными силами можно только в случае, если вы обладаете соответствующим опытом и знаниями в подобных работах. Стремление сэкономить, не подкрепленное соответствующими навыками, не может служить причиной для установки своими руками.
Инструменты и материалы
Монтажные работы выполняются бытовым инструментом; если чего-то не хватает, можно купить или позаимствовать у знакомых. Для выполнения монтажа будут нужны следующие инструменты:
- Молоток для забивания дюбель-гвоздей в бетонные поверхности.
- Бокорезы (кусачки) для укорачивания троса.
- Отвертка клеммная (плоская) для подключения электропривода.
- Универсальная отвертка для прикручивания ручки и замка.
- Набор гаечных ключей для стяжки болтовых соединений.
- Пистолет клепальный для закрепления профилей.
- Строительный уровень (помогает контролировать правильность горизонтальных и вертикальных плоскостей).
- Измерительные принадлежности: рулетка (чтобы определить, готовность проема к монтажу), карандаш для разметки.
- Шлифмашинка угловая для коррекции длины крепежных элементов.
- Дрель с перфоратором, набор сверл по металлу, буры по бетону для высверливания отверстий.
- Строительный нож для распаковки комплектующих и удаления излишков уплотнителя.
- Просечки (биты) на 8 и на 10 мм для крепления петель, кронштейнов, опор.
- Средства индивидуальной защиты: спецодежда, перчатки, защитные очки, каска.
Единственный специфический инструмент – это воротки, которые позволяют привести торсионный механизм в рабочее положение. Но, чтобы накрутить витки пружины, можно использовать замену, изготовив ее из любой арматуры диаметром 12-14 мм.
До того, как приступить к работе, необходимо проверить соответствие комплектации монтажной карте. Комплект, рассчитанный на самостоятельную установку ворот в гараж, включает следующие элементы:
- Комплект направляющих профилей.
- Секции (сэндвич панели).
- Коробка с комплектующими (крепежными деталями).
- Торсионный механизм.
- Дополнительные комплектующие (например, замок, автоматика).
Этапы сборки
Производитель разрабатывает инструкцию, и крайне полезно придерживаться ее рекомендаций, соблюдать технологию и порядок сборки. С точки зрения безопасности важно использовать исправные электроинструменты, а также иметь опыт в проведении сварочных или слесарных работ.
Если сборка будет выполнена корректно, ворота прослужат много лет и не потребуют внепланового ремонта. Сборка воротной конструкции последовательно проходит несколько этапов
Замеры
Необходимо проверить габариты проема гаража на соответствие требованиям выбранной воротной системы. На самом деле этот этап выполняется до приобретения секционной конструкции, так как особенности проема критически важны для корректного монтажа ворот ДорХан (или других моделей).
На рынке представлены модели секционных ворот с различиями в конструкции и типе подъема. Чтобы не сделать ошибку, вы всегда можете получить консультацию специалиста. Но, в любом случае, выбор происходит на основе замеров проема и с учетом глубины гаража. На стадии замера проверяют следующие параметры:
- Ширина и высота проема. Они измеряются в трех точках: снизу, посередине и сверху. Важное уточнение: за основу берется максимальный выявленный параметр, от него отталкиваются в процессе установки.
- Поверхность плоскостей проема. Она должна быть кровной и гладкой. Перед тем, как устанавливать вертикальные направляющие, проверяют горизонтальность пола. Для этого С-профиль кладут на пол и проверяют его горизонтальность с помощью строительного уровня.
- Боковины проема должны быть строго вертикальными, убедиться в этом можно с помощью отвеса.
Если расхождения в данных значительны, проем надо будет подготовить: выровнять все поверхности, убедиться в правильности, и только потом отправляться за секционными воротами.
Дополнительно для монтажа подъемных ворот важно знать следующие параметры:
- Притолока. Верхняя горизонтальная перемычка над проемом (до потолочного перекрытия) должна быть достаточно большой, чтобы поместить механизм подъема секций. Существуют ограничения по минимальным размерам, но оптимальной считается высота 400-600 мм. Для некоторых моделей минимальное значение увеличено, и это надо выяснять заранее.
- Если по перемычке (или по потолку) проходят коммуникации, которые невозможно убрать, то за уровень потолка в расчетах принимают нижнюю точку коммуникаций.
- Заплечники (расстояние слева и справа между проемом и боковыми стенами). Так как направляющие крепятся по бокам от проема, от этих параметров зависит то, какую конструкцию вы сможете выбрать и как установить.
- Глубина (от проема внутрь гаража). Ее должно хватать для уезжающих под потолок секций полотна.
- Если предполагается монтаж автоматизированной модификации, следует проверить, что пространства хватает не только для направляющих, но и для привода. В этом случае глубина гаража должна находиться в пределах 3290-4400 мм (зависит от системы).
- Если гараж недостаточно глубокий для потолочного привода, существует альтернатива – осевой привод, который монтируется сбоку от проема. Такая автоматика разрабатывалась для промышленных конструкций, она более мощная, но и более дорогая.
Расчет минимально необходимой глубины (не может быть меньше) ведется на основании высоты проема по определенному правилу: к значению высоты добавляют следующее значение:
- Низкий подъем: добавляют 550 мм.
- Высокий подъем: число увеличивают на 850 мм.
- Площадь полотна не превышает 8 квадратов: плюс 400 мм.
- Площадь больше 8 квадратов: плюс 450 мм.
Если не хватает места
Иногда габаритов конструкции недостаточно для монтажа ворот ДорХан, причем места может не хватать по бокам или над проемом. Проблема узких боковин часто встречается у металлических гаражей. Если не хватает пространства по бокам, стандартным решением служит профилированная труба.
Ее сечение выбирают с таким расчетом, чтобы оставалось достаточно места для крепления воротной системы. Трубу приваривают по периметру, и уже к ней крепят воротное полотно; дополнительно заделывают и утепляют зазоры. Если у гаража большой (широкий и высокий) проем, можно поступить иначе: сварить раму с каркасом, чтобы полотно занимало не всю ширину проема, образовывая боковые пространства.
Если в гараже очень низкая притолока, стандартным решением является установка фальшпанели. Ее изготавливают из того же материала, что полотно, и визуально они сливаются. Фальшпанель монтируется в проеме к несущей балке. Высота полотна при этом уменьшается, зато появляется возможность установки стандартной подъемной системы.
Подготовка проема и помещения
На этапе подготовки укрепляют проем и готовят помещение, для чего проводят следующие мероприятия:
- Снимают старую облицовку; работы выполняют как с внутренней, так и с наружной стороны проема.
- Устраняют дефекты поверхности: неровности и трещины заполняют раствором, окончательное выравнивание создают с помощью штукатурного слоя.
- Дополнительное усиление проема необходимо, если гараж сделан из пенно-, газосиликатных блоков или пустотелого кирпича. Чтобы увеличить несущую способность конструкции, используют стальную раму. Для сваривания рамы подходит стальной уголок (не менее 65 мм). Постройке из обычного кирпича или бетона усиление не требуется.
- Когда подготовка завершена, убирают мусор, выносят громоздкие вещи.
Сборка секционного полотна
Панели, из которых собирается воротное полотно, подготовлены к монтажу еще на производстве. В них заранее просверлены крепежные отверстия, по которым и производится установка комплектации. Такая предусмотрительность значительно сокращает время монтажа.
Монтаж верхней, нижней и средних панелей (если они имеются) выполняется по-разному. Наиболее ответственным элементом является верхняя панель, так как сборка проводится сверху в следующем порядке:
- На верхнюю панель монтируют верхние опоры ролика и закрепляют, используя саморезы для панелей (из набора).
- На средней панели по просверленным отверстиям монтируют боковые опоры. Затем устанавливают внутренние петли, совмещая их отверстия с отверстиями в панели.
- На нижнюю панель, кроме внутренних петель и боковых опор, устанавливают нижние угловые кронштейны.
Все элементы надежно фиксируют, чтобы полотно в процессе эксплуатации на начало расшатываться. Также необходимо отрегулировать верхний роликовый механизм, чтобы исключить образование щели между притолокой и верхней секцией.
Перед установкой направляющих необходимо выполнить еще одну проверку. В проеме на полу центрируют нижнюю панель; при этом ее края заходят симметрично за проем. Затем на панель устанавливают уровень и проверяют ее горизонтальность.
Тонкости сборки и монтажа направляющих
Монтаж секционных ворот ДорХан можно проводит двумя способами. При стандартной сборке первыми устанавливают вертикальные направляющие. Расстояние от торцевой поверхности до кромок направляющих должно составлять 25-30 мм.
Угловые стойки закрепляются к стене проема двумя саморезами с шайбами, но без полного затягивания. Вертикальные направляющие выставляют по уровню, и только после этого затягивают саморезы. Для скрепления двух видов направляющих используют болты. В сборе с горизонтальными направляющими поставляется С-профиль, служащий для повышения жесткости конструкции.
По отверстиям на угловой стойке устанавливают концевые опорные кронштейны; все вместе скрепляют при помощи болтов с гайками. В кронштейне заготовлена перфорация, по которой он крепится к стене проема саморезами по металлу. Второй способ используют, если высота воротного полотна превышает 2 м. В этом случае сборку направляющих проводят на земле.
Сборка торсионного механизма и полотна
Торсионный механизм ставится на модели с электроприводом. Он позволяет пользоваться воротной системой, даже если автоматика выйдет из строя или будет отсутствовать питание в сети. При сборке важно строго придерживаться предлагаемого в инструкции порядка. Когда направляющие занимают свое место, собирают полотно:
- На боковые опоры монтируют ролики с роликодержателями.
- Оставшиеся саморезы закрепляют на угловой стойке.
- На вал устанавливают пружины в сборе и подшипники (узкой стороной к кронштейну). Пружины устанавливаются зеркально.
- Также на вал монтируют барабаны для троса (они имеют маркировку левый-правый).
Установка секций стартует с верхнего полотна. На верхних опорах устанавливают роликодержатели с роликами. Собранный вал поднимают и устанавливают в подшипники концевых опорных кронштейнов. Фланцы окончаний обеих пружин крепят с помощью болтов. Закрепляют трос, пропускают его через технологическое отверстие и накручивают на барабан то его количество, которое указано в монтажной карте. Когда работа завершена, проверяют силу натяжения троса; если необходимо, ее корректируют.
Тонкости сборки и настройки
Для того чтобы секционные ворота функционировали исправно, стоит помнить о следующих правилах:
- В процессе сборки важно надежно крепить все детали воротной системы. Это простая, но действенная профилактика перекоса, при котором полотно заедает или заклинивает.
- Рекомендуется использовать метизы размеров, прописанных в инструкции. Изменение параметров дюбелей, болтов и саморезов приводит к некорректной работе механизма.
- Если необходимо выровнять конструкцию, подойдут металлические пластинки. Недопустимо заменять их деревянными элементами или монтажной пеной.
Настройка автоматических ворот проводится в три этапа:
- Фиксируют полотно в нижнем положении и регулируют провисание троса.
- Регулируют пределы движения электропривода с помощью пульта.
- Регулируют натяжение пружины: ослабляют фиксацию, а затем прокручивают пружину до нужного уровня натяжения.
Коротко о главном
Самостоятельный монтаж секционных ворот – трудоемкое, но выполнимое задание, если вы понимаете принцип работы механизма и владеете определенными навыками. Чтобы не возникло проблем, производитель снабжает свои изделия монтажной картой, где поэтапно расписан процесс сборки.
Для качественного результата необходимо запастись нужными инструментами и подготовить помещение. Конструкция секционных ворот чувствительна к малейшим перекосам, поэтому важно удостовериться, что все плоскости проема, пола и потолка действительно горизонтальны и вертикальны. Монтаж начинается со сборки секционного полотна, затем собирают и устанавливают направляющие. В конце собирают торсионный механизм, крепят полотно и проводят окончательную настройку.
Что понадобится для работы
Для строительства каркаса двустворчатых распашных ворот понадобится:
- металлический профиль сечением 8х10 или 10х10 см с толщиной стенок около 0,7 см;
- профильная труба 6х3х0,2 см;
- швеллерная балка со стенками толщиной 14–16 см.
Профнастил — лёгкие металлические листы, покрытые специальными составами, которые позволяют существенно продлить срок службы материала и не нуждаются в дополнительной обработке и покраске — чаще всего используется для обшивки каркаса конструкции распашных ворот. Различают несколько марок:
- С — это прочный и лёгкий лист, который изготавливается из оцинкованной стали и имеет небольшую высоту рёбер;
- НС — имеет большую высоту гофры и высоту листа;
- Н — тяжёлый лист, который имеет высокий уровень прочности и надёжности, используют для облицовки больших конструкций.
Обычно люди приобретают профлист марки С8 или С10, так как он считается наиболее лёгким и прочным. Цифра здесь обозначает глубину волны. Мастера рекомендуют использовать лист толщиной 0,4 мм: так ворота будут весить примерно 50 килограмм, для их установки не потребуется больших подъёмных устройств и механизмов.
Оптимальный вид профлистов для обшивки распашных ворот — материал марки С8 или С10
Для работы также необходим рубероид или другой гидроизоляционный материал, бетонный раствор и металлические уголки.
Расчёт материала
Для определения общей длины рамы выполняем действия:
- ширину одной створки умножаем на 4;
- высоту рамы умножаем на 6;
- находим сумму полученных чисел.
Количество металлопрофиля рассчитываем так:
- находим площадь одной створки (её ширину умножаем на высоту);
- полученное значение умножаем на 2.
Если выбрать стандартную ширину и высоту створки (2 м), то понадобится 8 м2: два листа размером по 4 м2 для устройства двух створок.
Высота опорных столбов должна соответствовать высоте профлиста с учётом закапывания в землю, а это ещё плюс 50–70 сантиметров.
Инструменты
Для строительства распашных ворот понадобится:
- бур, штыковая и совковая лопата;
- дрель;
- электрический шуруповёрт;
- ножницы для металла;
- угольник и уровень.
Характеристики распашных ворот
В продаже представлены как одностворчатые ворота, подходящие для узких участков, так и двустворчатые, которые зачастую лучше сделаны и гарантируют большую безопасность и долговечность.
Откатные ворота из-за своей конструкции имеют ограниченную конструкцию, поэтому любители классических стилей и оригинальных узоров вряд ли найдут среди них подходящую модель.
Им больше понравятся красивые распашные ворота, которые предлагают большой выбор различных вариантов и стилей, как классических, так и современных. У них часто есть интересные украшения, которые позволяют сделать ограду более заметной и красивой.
Стоит помнить, что забор и ворота должны гармонировать со стилем построек на участке. Богато украшенные резные ворота не будут хорошо смотреться рядом с домом, выполненном в современном минималистском стиле.
Правила требуют, чтобы ворота устанавливались таким образом, чтобы они открывались внутрь, поэтому распашные ворота можно устанавливать только на участках с длинными подъездными путями, где они не будут препятствием.
Что еще говорит в пользу выбора распашных ворот? Цена, безусловно, является одним из важных факторов, поскольку такие конструкции относительно дешевле массивных современных откатных ворот.
Конечно, распашные ворота и самые дешевые, но их использование в долгосрочной перспективе может быть проблематичным.
Виды гаражных ворот
Для начала необходимо определить, какая именно модель будет использована для гаража. В наше время немало их видов, и хозяину нелегко определиться с выбором.
Секционные ворота
Представляют собой набор панелей (сдвижных секций), соединенных между собой петлями. Крепятся и передвигаются по специальным направляющим вверх. При открывании поднимаются одна за другой и заходят в нишу под потолком. Секционные ворота для гаража очень удобны.
Секционные складные ворота используются в частных домах, на фермах, паркингах.
Около частного дома
Большинство пользователей выбирает их за компактный размер.
Преимущества: удобство, защита от взлома, универсальны в использовании. Недостатки: высокая стоимость, складывающиеся конструкции подвержены порче.
Распашные ворота
Распашная модель – классическая гаражная конструкция, состоящая из двух створок, подвешенных на петлях к опорным столбам. Самая распространенная модель. Существует 2 вида: простые и автоматические ворота. Основными достоинствами считают простоту конструкции и надежность.
Недостаток – трудности, связанные с открыванием зимой: необходима чистка снега. Также требуется систематическая смазка петель. Хозяину несложно сделать своими руками именно такие ворота для гаража.
На фото представлен распашной вариант конструкции.
На загородном участке
Откатные ворота
Новая современная модель. Выглядят эстетично и просты в использовании. Принцип действия: внизу и вверху проема крепятся направляющие, по которым 2 створки съезжаются и разъезжаются. Бывает 2 вида открывания: автоматический и ручной. Преимущества: компактные, не занимают много места, долгий срок службы, надежность.
Недостаток – нужен систематический уход за роликовой системой: необходимо исключить попадание снега, воды, посторонних предметов.
Подъемно-поворотные ворота
Это наиболее практичные и удобные вертикальные конструкции. При открывании лист металла поднимается вверх и ложится горизонтально в виде козырька. Конструкция такого механизма несложная. Полотно крепится на раму и движется вокруг оси, меняя горизонтальное положение на вертикальное. Откидные ворота удобны в эксплуатации.
Чертеж подъемной конструкции
Достоинства: стойкость к коррозии и взлому, не требуют дополнительного места.
Недостатки подъемно-поворотных конструкций: высокая стоимость, подходят для проемов только прямоугольной формы, в открытом виде уменьшают высоту проема на 25 см. Сделать подъемные ворота для гаража на даче своими руками будет достаточно проблематично, так же, как и подъёмно-поворотные.
Разнообразие гаражных конструкций затрудняет выбор. Хозяин автомобиля прежде всего озабочен безопасностью своего транспорта. Только потом он учитывает остальные характеристики, такие, как удобство в эксплуатации, цена, габариты конструкции.
Таблица сравнения основных характеристик гаражных ворот.
Руководствуясь показателями в таблице, можно сказать, что выбор – только за покупателем. Все зависит от стоимости и надежности. Например, распашные и секционные модели хорошо ставить в домашнем гараже, но они не подойдут для гаражных кооперативов, так как имеют невысокую степень надежности.
Подъемно-поворотные ворота для гаража подойдут для любого строения, но их главный недостаток – высокая стоимость. Из-за невысокой цены для частного гаража подойдут распашные ворота. При необходимости их можно утеплить, автоматизировать и усилить дополнительным листом металла. К тому же несложно сварить ворота для гаража в домашних условиях.
В процессе установки