Что такое степень защиты (IP) — Расшифровка степени защиты IP. Таблицы и стандарты

Какими бывают степени огнестойкости

Каждому объекту, который строится, назначается уровень огнеупорности. В зависимости от материалов, которые использованы при постройке стен, несущих конструкций и перекрытий, с учетом цели использования строения, назначается класс пожаробезопасности строения. Уровень огнестойкости определяется согласно Федеральному закону ФЗ-123 ст.

Что влияет на степень огнестойкости

Основным показателем огнестойкости является отрезок времени, за который наступает потеря несущей способности, целостности строения или способности к теплоизоляции.

При назначения уровня огнеупорности необходимо брать в расчет какие именно дефекты могут повлечь разрушение.

Во-первых, на стенах строения отверстия и трещины, сквозь которые проступает пламя и дым. Во-вторых, критичным считается нагрев не горящих стен до +160 С. +190 С. В-третьих, металлические узлы и конструкции начинают плавится и деформироваться, что в итоге может привести к обрушению строения.

Если говорить о скорости возгорания и сгорания конструкций, то показатели времени зависят напрямую от материалов, из которых изготовлена конструкция. Предел огнестойкости конструкции обозначается буквенными символами, которые обозначают наступление предельного состояния, и цифрами, которые указывают на время наступления предельного состояния. Так, предел огнестойкости EI 15 наступит за 15 минут. За это время конструкция потеряет свою целостность и теплоизолирующие свойства.

По степени пожаробезопасности все строения делятся на классы. Эта характеристика указана в паспорте здания.

Класс пожаробезопасности определяется и вносится в паспорт здания только уполномоченными службами.

Увеличить степень огнестойкости здания можно, установив противопожарные внутренние двери, противопожарные перегородки, а также выполнив противопожарное остекление здания. Все эти усовершенствования помогут поднять степень противопожарной безопасности. Данные услуги предоставляет завод огнестоких и алюминиевый конструкций «Гласс-Файер». Вся продукция, размещенная в каталоге промаркирована в соответствии с общепринятыми пределами огнестойкости. Так представлены двери и конструкции с маркировкой EI 15, EI 30, EI 45 и более. С потерей целостности и теплоизолирующих свойств за указанное время. А также маркировкой EIW 15, EIW 30, EIW 45 и более, которая указывает на время потери целостности, теплоизолирующих свойств и достижение предельной плотности теплового потока за указанное время.

Классификация по уровням огнестойкости

Всего используют 5 уровней пожаробезопасности:

Первый уровень. К этому уровню относятся конструкции, наиболее стойкие к огню. Строения, перекрытия и несущие конструкции таких зданий выполнены из огнеупорных материалов, с применением железобетона, камня. В таких случаях здания наиболее защищены от воздействия огня и высоких температур.

Второй уровень. На самом деле это здания с теми же требованиями только с некоторыми отличиями, требования к конструкциям менее жесткие. Допускаются постройки с применением стальных конструкций.

Третий уровень. Существует три подвида пожаростойкости третьего уровня. В общем смысле, третий уровень огнепрочности материалов постройки зданий назначается при условии применения при сооружении несущих конструкций из бетона, железобетона и камня, с ограждениями из дерева. Но в этом случае применяются огнеупорные плиты, листовые материалы и штукатурка.

Категория 3. Здания, состоящие из каркаса. При строительстве используют профилированный стальной лист.

Категория 3. Одноэтажные деревянные постройки, обработанные огнеупорным составом. Перекрытия также изготовлены из дерева с предварительной пропиткой.

Четвертый уровень. Постройка, несущие конструкции и перекрытия изготовлены из легковоспламеняемых материалов. Для защиты от возгорания стены покрывают штукатуркой или плиткой. Обязательным условием является покрытие чердачного помещения огнеупорным составом.

Категория 4. Одноэтажные постройки с каркасной схемой. Каркас при этом изготовлен из стали, а ограждения из профильной стали с утеплением из легковоспламеняемых материалов.

Пятый уровень. Сооружения наименее стойкие к возгораниям и скорости распространения огня. Эти здания не предусмотрены для постоянного размещения людей, электроприборов и хранения горючих и легковоспламеняемых материалов.

Различают, в свою очередь, фактическую и требуемую степени огнеупорности. Здание пригодно к эксплуатации в случае, если фактическая степень огнеупорности больше или равно требуемой степени.

Уровень огнеупорности строения определяется согласно этажности здания, класса пожарной опасности, пожарной опасности действий, происходящих в нём и площади пожарного отсека.

Как определить уровень огнестойкости

Степень пожаробезопасности определяется экспериментальным путём. Как только материал, который подлежит испытанию, начинает нагреваться, плавится и терять свои конструктивные свойства, то эксперимент заканчивают, чтобы не допустить пожара. После этого определяют время горения, скорость с которой распространялся огонь. Это и является основными показателями.

Этот экспериментальный способ является очень опасным, поэтому проводить такие замеры должны только специально обученные люди.

Уровень огнеупорности здания — серьезный показатель. В зависимости от того, какой класс пожароопасности назначен строению, необходимо подбирать требования пожарной безопасности. И чем ниже назначен класс пожарной безопасности, тем больше средств необходимо будет внести для организации пожарной безопасности строения.

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

1) акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

1) зона транспортной безопасности — объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных;

1 в ред. Федерального закона от 02. 2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) соблюдение транспортной безопасности — выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации;

2 введен Федеральным законом от 03. 2014 N 15-ФЗ)

3) аттестация сил обеспечения транспортной безопасности — установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы;

3 введен Федеральным законом от 03. 2014 N 15-ФЗ)

4) аттестующие организации — юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, предусмотренных пунктами 1 — 7 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также для принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;

4 введен Федеральным законом от 03. 2014 N 15-ФЗ)

5) зона безопасности — определяемая в соответствии с частью 8. 1 статьи 12. 3 настоящего Федерального закона часть территории, водного, воздушного пространства вокруг отдельных судна и (или) иного плавучего средства с ядерным реактором либо судна и (или) иного плавучего средства, транспортирующих ядерные материалы, объекта транспортной инфраструктуры, на которых реализуются меры по защите объекта транспортной инфраструктуры, судна и (или) иного плавучего средства с ядерным реактором либо судна и (или) иного плавучего средства, транспортирующих ядерные материалы, от актов незаконного вмешательства в соответствии с установленными особенностями защиты их от актов незаконного вмешательства;

5 введен Федеральным законом от 02. 2019 N 270-ФЗ)

2) категорирование объектов транспортной инфраструктуры (далее также — категорирование) — отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

2 в ред. Федерального закона от 02. 2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;

4) обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

5) объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 29. 2017 N 442-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 29. 2017 N 442-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины);

(в ред. Федерального закона от 02. 2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) аэродромы и аэропорты;

(пп. «ж» в ред. Федерального закона от 02. 2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;

(пп. «з» в ред. Федерального закона от 02. 2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

(пп. «и» введен Федеральным законом от 02. 2019 N 270-ФЗ)

5 в ред. Федерального закона от 03. 2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) органы аттестации — компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, их территориальные подразделения, а также организации, находящиеся в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченные ими на аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

1 введен Федеральным законом от 03. 2014 N 15-ФЗ)

6) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

6 в ред. Федерального закона от 02. 2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) оценка охраны морского судна и портового средства — определение степени защищенности морского судна, акватории морского порта, морского терминала, проведенное в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств;

1 введен Федеральным законом от 23. 2013 N 225-ФЗ)

2) программа обеспечения авиационной безопасности — предусмотренный международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности воздушных судов и аэропортов, аэродромов;

2 введен Федеральным законом от 03. 2014 N 15-ФЗ)

7) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

(в ред. Федерального закона от 03. 2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) подразделения транспортной безопасности — осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица;

1 введен Федеральным законом от 03. 2014 N 15-ФЗ)

2) силы обеспечения транспортной безопасности — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;

2 введен Федеральным законом от 03. 2014 N 15-ФЗ)

3) грузы повышенной опасности — опасные грузы, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды;

3 введен Федеральным законом от 03. 2014 N 15-ФЗ)

8) специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности — юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

9) субъекты транспортной инфраструктуры — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

9 в ред. Федерального закона от 03. 2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

11) транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

б) воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 02. 2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением судов, используемых для санитарного, карантинного и другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12. 3 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 02. 2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта;

11 в ред. Федерального закона от 03. 2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства;

13) уровень безопасности — степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Значения характерных цифр степени защиты приведены в таблице

Первая цифраВторая цифраIPx0IPx1IPx2IPx3IPx4IPx5IPx6IPx7IPx8IP0xНет защитыIP00IP1xЧастицы >50 ммIP10IP11IP12IP2xЧастицы >12,5 ммIP20IP21IP22IP23IP3xЧастицы >2,5 ммIP30IP31IP32IP33IP34IP4xЧастицы >1 ммIP40IP41IP42IP43IP44IP5xПыль частичноIP50IP54IP55IP6xПыль полнаяIP60IP65IP66IP67IP68

На пересечении уровней защиты по проникновению влаги и механических частиц показаны все практически достижимые и существующие степени защиты по этому стандарту. Так, например, степень защиты IP 38 — абсурдна, поскольку функционирование погруженного в воду изделия не может быть реализовано при защите изделия от проникновения механических частиц размером более 2,5 мм.

При выборе техники часто возникает вопрос — «А что означает маркировка степени защиты IP на корпусе?”

Степень защиты корпусов различного оборудования от влаги регулируется: ГОСТ 14254 — 2015, IEC 60529, DIN 40050.

Что обеспечивает каждый уровень защиты корпусов?  Маркировка степеней защиты  IP (Ingress Protection Rating) ― это международные стандарты защиты электрического и электротехнического оборудования от вредного воздействия окружающей среды.

Цифра IP означает в каких условиях могут устанавливаться и эксплуатироваться электроприборы (обогреватели, кондиционеры, бытовые вытяжные вентиляторы, тепловые пушки и другое оборудование).

В типе защиты после знака IP находятся ДВЕ цифры. Первая цифра информирует о защите от пыли, доступе твердых частиц. Вторая цифра информирует о попадании влаги. (влагозащищенность). Если стоит буква X, то это неопределенная степень защиты. Например, IP X2

ПЕРВАЯ цифра в коде, описывающем класс защищенности, обозначает степень защиты от воздействия твердых предметов разного размера, а также степень защищенности от проникновения внутрь корпуса:

0 — отсутствие какой-либо защиты;

1 — предохраняет от проникновения предметов диаметром более 50 мм (просто прикрывает от контакта внутренние части);

2 — предохранение от предметов диаметром 12 мм и более (от пальцев, веток и т

3 — не могут проникнуть объекты размером более 2,5 мм;

4 — возможно попадание только объектов размером менее 1 мм;

5 — полная защита от контакта, пылезащитная оболочка (внутрь может попасть небольшое количество пыли, но она на работе не отражается);

6 — самая высокая степень защищенности от пыли, пыленепроницаемая оболочка (не проникает даже пыль).

ВТОРАЯ цифра класса защиты IP показывает насколько корпус предохраняет содержимое от попадания влаги. Цифры стоят обычно от 0 до 7, но у европейских производителей встречаются и 8, и 9. Вот что все эти цифры обозначают:

0 — защиты от влаги нет;

1 — попадание на корпус вертикально падающих капель не нарушает работу устройства;

2 — если корпус отклонить под углом 15°, вертикально падающие капли не нарушают работу устройства;

3 — защита от брызг, падающих под углом до 60° (от дождя);

4 — не страшны брызги воды любого направления (можно установить в ванной комнате на расстоянии 20 см от источника воды и ближе);

5 — попадание струй воды не причиняет вреда (угол наклона любой);

6 — корпус способен противостоять волнам и струям воды (попавшая вода не мешает работе оборудования);

7 — при краткосрочном погружении на 1 метр в воду, устройство продолжает работать;

8 — при длительном нахождении на глубине 1 метр устройство работает;

9 — полная водонепроницаемость, устройство работает под водой длительное время.

Наиболее распространенные классы защиты и область их применения

Несмотря на то что сочетание степеней защиты теоретически может быть любым, чаще всего встречаются определенные классы. Описание возможной области их использования и приведем в этом пункте.

  • IP 20. Устройства предназначены для использования в отапливаемых помещениях с нормальным уровнем влажности. Обеспечивают достаточный уровень защиты от электричества, но не защищают от влаги.
  • IP 21/22. Устройства также могут использоваться в помещениях, но уже без отопления, а также на улице под навесами.
  • IP 43/44. Оборудование может использоваться во влажных помещениях.
  • IP50 Устройства для пыльных сред, защищенные от быстрого внутреннего загрязнения. Снаружи приборы IP50 могут легко очищаться. Отдельные частицы не могут выпасть из корпуса. В помещениях с повышенной влажностью приборы IP50 применять нельзя.
  • IP 54/55. Могут быть установлены на улице под открытым небом, переносят дождь,
  • IP60 Приборы полностью защищены от накопления пыли и могут использоваться в очень пыльной среде (например, это предприятия по переработке шерсти и тканей, в каменоломнях).
    IP65
  • IP65 / IP66 относятся к струезащищенным прибьорам, которые применяются там, где для их очистки используются струи воды под давлением или в пыльной среде. Хотя устройства не являются полностью водонепроницаемыми, проникновение влаги не оказывает никакого вреда на их работу. Приборы часто выпускаются в ударозащищенном исполнении. снег, оледенение.
  • IP 67/68. Оборудование может быть погружено в воду. Такое оборудование может использоваться, например в бассейне под водой.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Как Это Работает?
Добавить комментарий