Как работает датчик температуры охлаждающей системы
Двигатель внутреннего сгорания, независимо от типа потребляемого топлива, нагревается во время эксплуатации, а потому его температуру нужно удерживать в требуемых пределах. В зависимости от специфики силового агрегата, оптимальный режим может колебаться в пределах 85-90 градусов Цельсия. При таких условиях мотор достигает максимального КПД, меньше тратит топлива и обеспечивает высокую динамичность автомобиля. Поддерживает необходимый режим система охлаждения силового агрегата, в конструкции которой предусмотрен датчик температуры. Этим устройством пользуются водитель и электронный блок, выполняющий управление техническими процессами. Рассмотрим, как функционирует устройство, а также какими бывают последствия его выхода из строя.
Датчик представляет собой полупроводниковый резистор
Принцип работы датчик температуры
Независимо от типа датчика он может устанавливаться в разных местах, там где производитель посчитает нужным. Во всех случаях его располагают как можно ближе к рабочим цилиндрам двигателя, так как поршневая группа имеет самую высокую температуру. Поэтому оптимальным местом установки считается выпускной коллектор двигателя. Часто устройство выступает как датчик термостата, потому что располагается в его конструкции. Задача термостата заключается в регулировании направления охлаждающей жидкости, а потому через него проходит антифриз, максимально отражающий текущую температуру силового агрегата.
Возможные поломки
Выход из строя такого устройства возможен по причине повреждений физического характера. Например, короткое замыкание, трещина в корпусе, срыв резьбы и обрыв проводов. Также выход из строя возможен из-за нехватки антифриза. Зная, как работает датчик температуры, несложно определить его неработоспособность по следующим признакам:
- двигатель плохо держит холостые обороты;
- возрос расход топлива;
- мотор тяжело запускается;
- силовой агрегат перегревается;
- горит лампочка “Check Engine”.
При наличии всех вышеперечисленных признаков датчик необходимо извлечь и опустить в горячий антифриз. Если после его нагрева сопротивление не меняется, значит устройство неисправно. Также некорректная работа возможна по вине сбоев в электрической цепи или при недостаточном уровне антифриза.
Последствия неисправности датчика температуры
Последствия поломки датчика цифрового типа могут быть плачевными для мотора. Это обусловлено тем, что на его данные опирается ЭБУ. Соответственно, когда датчик температуры жидкости сломался и отсутствуют данные о том, насколько нагрелся двигатель, ЭБУ не может корректно отрегулировать работу вспомогательных систем силового агрегата. По этой причине:
- ускоряется износ поршневой группы мотора;
- увеличивается расход топлива;
- появляется черный дым с едким запахом;
- снижается динамичность движения, что невозможно не заметить.
Где купить датчики температуры
Данные устройства имеют простую конструкцию и низкую себестоимость изготовления, поэтому они предлагаются многими производителями по доступным ценам. В нашем интернет-магазине можно подобрать датчики температуры для автомобилей, выпущенных в Южной Корее, ЕС и Японии. Так как устройства имеют одинаковую конструкцию, их несложно подобрать в зависимости от марки и модели авто.
Назначение датчика ОЖ на Ланосе
Датчик температуры охлаждающей жидкости, или просто ДТОЖ — это деталь, необходимая любому автомобилю, так как именно с её помощью контролируется работа одного или нескольких вентиляторов, в зависимости от комплектации авто.
Нередко ДТОЖ путают с датчиком температуры двигателя, который расположен в Ланосе возле первой форсунки над генератором. Его данные выводятся на приборную панель. А вот датчик охлаждающей жидкости Шевроле Ланос располагается под катушкой и подключается к ЭБУ — электронному блоку управления. ЭБУ считывает показатели, и на их основе корректируется работа двигателя. Поэтому нельзя допустить чтобы ДТОЖ вышел из строя, ведь это приведёт к:
- Невозможности включить вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости станет слишком высока. Для Ланоса это 95
- Сложностям с запуском двигателя в мороз, так как датчик не будет помогать ЭБУ регулировать обогащение топлива.
- Потере функции защитного отключения двигателя и других систем при чрезмерном росте или падении температуры.
А чтобы лучше понимать важность датчика охлаждающей жидкости Ланоса, стоит рассмотреть, как он работает в исправном состоянии.
Принцип работы датчика охлаждающей жидкости
В Шевроле Ланос 1. 5 датчик температуры охлаждающей жидкости подключается с помощью двух проводов и функционирует устройство по принципу термистора. Когда температура ОЖ меняется, создаётся колебание сопротивления электрического тока, ведь термисторы изготавливаются из сплава кобальта и никеля. Нагревание этих материалов приводит к увеличению количества электронов, что приводит к снижению сопротивления.
От сопротивления термистора будет зависеть величина тока, а от неё — напряжение, данные о котором и будет получать электронный блок управления всего автомобиля. Любые колебания датчика температуры охлаждающей жидкости Ланос 1. 5воспринимаются как команды для работы с топливной смесью.
К примеру, если мотор заводится при низких температурах, температурный датчик ОЖ сообщает о низких температурах блоку управления. Из-за этого ЭБУ запускает процесс обогащения топливной смеси, чтобы мотор прогрелся быстрее. Данные о достаточном прогревании также будут считываться с ДТОЖ.
Типы ДОТЖ в Ланосах
Обычно датчики охлаждающей жидкости для автомобилей делятся на два вида
- Учитывающие отрицательные температуры.
- Работающие с положительными значениями температуры ОЖ.
Если датчик учитывает отрицательную температуру, то чем она ниже, тем выше будет сопротивление. Если учитывается увеличение температуры, то сопротивление будет повышаться вместе с её ростом.
У Шевроле Ланос датчик температуры охлаждающей жидкости первого типа, с учётом отрицательных температур. Поэтому если температура ОЖ окажется низкой, то ЭБУ считает с датчика высокое сопротивление и примет решение о необходимости обогащения топлива.
Правильное определение типа датчика поможет быстро найти способы ремонта при обнаружении неполадок.
Расположение датчика включения вентилятора Ланос
Чтобы проверить сам датчик, его нужно найти, а для этого потребуется узнать точное расположение. Места размещения датчиков охлаждающей жидкости меняются в зависимости от автомобиля, поэтому без инструкции и помощи других владельцев таких же авто разобраться будет трудно.
Датчик охлаждающей жидкости Ланоса 1. 5 располагается близко к модулю зажигания, это с правой стороны зоны под капотом. Нужно найти головку блока цилиндров, именно там нужно искать этот датчик. Он будет ввинчен в отверстие и скрываться под собственным проводом питания, так как размеры датчика очень малы, обычно не более 5 см.
Проверка датчика охлаждающей жидкости Ланос 1,5
После обнаружения ДТОЖ, его можно будет проверить, чтобы окончательно убедиться в необходимости проверки. Для этого сначала датчик температуры охлаждающей жидкости Ланос демонтируется, а уже потом начинается сама диагностика.
В первую очередь его нужно осмотреть. Если найдутся даже небольшие следы коррозии и окислы, это уже причина для замены элемента.
Далее нужно использовать мультиметр, чтобы проверить, правильные ли значения сопротивления передаются ЭБУ. Здесь ЭБУ нужно будет опускать в кипяток, а потом считывать показания прибора. Они должны составить 175–190 Ом. Когда вода начнёт остывать, сопротивление должно равномерно увеличиваться.
Замена датчика охлаждающей жидкости Chevrolet Lanos пошагово
Определив, что датчик неисправен или очень близок к поломке, можно принимать решение о необходимости замены.
Сначала его потребуется купить, и здесь для датчика температуры охлаждающей жидкости Ланос артикул знать не обязательно, так как эти устройства выпускают множество производителей. Но если захочется приобрести один в один такой, как и был, для датчика температуры охлаждающей жидкости Ланоса 1. 5 артикул будет обозначен в инструкции к автомобилю, в разделе с описанием модели каждой детали.
Купив деталь, можно переходить к её установке. Для начала потребуется найти подходящие инструменты, среди которых обязательно будут
- Тара для слива охлаждающей жидкости. Сливать полностью не потребуется, но около 500–1000 миллилитров точно стекут
- Антифриз для восполнения недостатка после установки нового датчика
- Сам датчик. Иногда к нему может потребоваться разъём
- Ключ на 19 мм, накидной или рожковый
Перед работой убедитесь, что двигатель остыл, иначе ожогов не избежать. Подготовившись, можно начинать замену датчика охлаждающей жидкости Ланос:
- Сначала отсоединяется провод. Это легко сделав, зажав фиксатор.
- Откручивается крышка расширительного бачка.
- Датчик выкручивается подготовленным ключом, крутить нужно против часовой стрелки.
- Сразу после вывинчивания потечёт антифриз, поэтому нужно сразу поднести ёмкость для сбора, чтобы он не успел попасть на детали, особенно электрические. Желательно закрыть область вокруг пластиковой плёнкой, чтобы упущенные капли антифриза точно никуда не попали.
- После того как охлаждающая жидкость перестанет течь, можно установить новый датчик, а потом долить антифриз.
- Перед окончанием работ датчик нужно не забыть подключить к ЭБУ, то есть вернуть провод, отключённый в самом начале, на место. Здесь важно не перепутать полярность, что можно определить по защёлке, которая есть только с одной стороны.
Останется только проверить, работает ли датчик так, как надо, и на этом процедуру можно считать завершённой.
Несмотря на то, что датчик температуры охлаждающей жидкости — очень важная деталь, от правильной работы которой зависит работоспособность всего автомобиля, заменить его совсем нетрудно. Главное — правильно определить, что проблемы Ланоса заключаются именно в нём, о чём подробно говорится в материале выше.
Неисправности ДТОЖ и их признаки
Принято считать, что ДТОЖ достаточно надёжен из-за своей нехитрой конструкции. Однако рано или поздно практически каждый агрегат автомобиля подвергается износу. В случает с ДТОЖ имеет место быть нарушение градуировки. Такое нарушение приводит к незапланированному изменению сопротивления и некорректной работе ЭБУ.
Самым явным признаком выхода из строя ДТОЖ является отсутствие включения в работу вентилятора во время того, как температура повышается выше установленных значений.
Этот показатель не считается достоверным, если в автомобиле присутствуют одновременно основной и дополнительный датчики. В этом случае на неисправность точнее укажет окисление проводки или выход из строя дополнительного датчика. Основные признаки неисправности ДТОЖ следующие:
- падение оборотов двигателя или самопроизвольная его остановка на холостом ходу;
- более длительное время прогрева автомобиля;
- учащённый выход двигателя за рамки оптимального температурного режима во время работы;
- увеличенный расход топлива;
- снижение контроля над автомобилем у водителя;
- дым из выхлопной трубы приобретает чёрный оттенок;
- нарушение стабильности работы двигателя.
Кроме этого иногда возможны детонационные постукивания в двигателе. На некоторых старых моделях автомобилей есть специальный контроллер. Когда стрелка этого контроллера выходит за пределы критической зоны, автомобиль необходимо немедленно остановить. В этом случае порой тоже имеет место неисправность ДТОЖ. А в более современных моделях о перегреве двигателя водителей уведомляет бортовой компьютер. Но такое сообщение не всегда указывает на неисправность именно датчика. Часто это происходит из-за обрыва проводки и её окисления.
Проверка работоспособности датчика температуры охлаждающей жидкости
Для процедуры проверки, снятия и замены датчика вам понадобятся следующие инструменты:
- ключ на 19;
- мультиметр;
- ёмкость, в которую вы будете сливать охлаждающую жидкость (подойдёт обычное ведро);
- электрический чайник для нагрева воды;
- термометр;
- ёмкость для горячей жидкости (подойдёт стакан или маленькое ведро).
Порядок проверки
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Этот процесс недолгий и не требует какой-то специальной диагностики в автосалоне.
Не забывайте — для того, чтобы датчик корректно указывал температуру охлаждающей жидкости, необходимо, чтобы ДТОЖ был погружён в эту жидкость. Для этого необходимо регулярно проверять наличие в системе хладагента. Эта проверка — первый этап, который стоит предпринять при возникновении подозрения о неисправности ДТОЖ.
Следующим этапом будет проверка контактов на окисление и коррозию. Также необходимо выявить нарушения подключения ДТОЖ к системе. Изучив инструкцию по эксплуатации автомобиля, уточните количество и расположение датчиков. После этого найдите ДТОЖ и установите, что с его подключением всё в порядке. Для этого ДТОЖ придётся демонтировать, так как проверка связана с его погружением в ёмкость для горячей жидкости.
Возьмите датчик и опустите его в ёмкость с кипятком. Далее необходимо замерить сопротивление на выходе. При этом датчики на разных моделях автомобиля будут показывать разные значения. В интернете доступны таблицы с оптимальным сопротивлением для каждой модели.
Если показатели эталонной и измеренной величин различны, то ДТОЖ подлежит замене. Конструкция датчика настолько проста, что не предусматривает ремонт.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Необходимо опустить его в нагретую воду (как было сказано выше). Затем возьмите термометр и опустите его в ёмкость с холодной водой. Рекомендуется использовать электронный термометр. Подключите к датчику мультиметр, который настроен на измерение сопротивления. Затем опустите ДТОЖ в воду и проведите измерения. Затем ёмкость с холодной водой нагревается до 15, 20, 25 градусов, а полученные результаты измерений фиксируются. Если результаты не совпали с эталонными — потребуется замена.
Существует способ проверить ДТОЖ и без термометра. Температура воды при кипении достигает 100 градусов. Эта температура берётся за основу и измеряется сопротивление. При кипении воды сопротивление должно равняться примерно 176,7 ом. С погрешностями оно может достигать около 190 ом. В случае несовпадения показателей также потребуется замена датчика.
В качестве примера ниже приведена таблица зависимости температуры от сопротивления.
Температура в градусах ЦельсияСопротивление (Ом)5 000 — 6 500103 350 — 4 400202 250 — 3 000301 500 — 2 10040950 — 140050700 — 95060540 — 67570400 — 50080275 — 37590200 — 290100150 — 225
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости легко проводится самостоятельно. Перед заменой необходимо предварительно слить охлаждающую жидкость в подготовленную ёмкость. Далее выполняется демонтаж старого датчика. ДТОЖ вкручен в специальное отверстие с резьбой. Выкрутите и извлеките его, а затем в обратном порядке установите новый датчик. Перед монтажными работами уточните в инструкции по эксплуатации автомобиля точное расположение датчика.
После приобретения нового датчика рекомендуется проверить его на предмет брака методами, описанными выше. Перед вкручиванием нового датчика в посадочное место резьбу рекомендуется обработать герметиком. После установки нового датчика к нему подсоединяется проводка. Затем охлаждающая жидкость в системе должна быть доведена до нормы. То есть недопустимы протекания жидкости. Убедившись в их отсутствии, можно запускать двигатель.