Зачем нужен датчик температуры всасываемого воздуха
Для обеспечения минимального расхода топлива при максимальной отдаче управляющий контроллер должен знать, сколько воздуха поступает в цилиндры. Узнать это можно разными способами, от прямого замера массы до косвенного в случае отказа оборудования.
Нечто промежуточное – это расчёт по данным давления во впускном коллекторе и температуры газа. Хотя при прямых замерах температура также учитывается.
Нагретый воздух имеет меньшую плотность. То есть при том же всасываемом объёме масса кислорода уменьшается. А именно он отвечает за полноту сгорания топлива.
Некоторая коррекция производится по наличию избыточного кислорода в выхлопных газах, для чего есть соответствующий датчик, но и для его нормальной работы нужен предварительный максимально точный расчёт, а без знания температуры измерять только объём недостаточно, возникнет ошибка по плотности газа.
Место расположения
ДТВВ устанавливается на пути проходящего через впускной тракт газа. В системах с массовым расходомером он конструктивно объединён с ДМРВ, в прочих представляет собой самостоятельный прибор.
Чувствительный элемент ДТВВ выступает в поток воздуха из стенки впускного трубопровода, а наружу выходит часть его корпуса с электрическим разъёмом. Провода идут непосредственно к электронному блоку управления (ЭБУ). Температура измеряется до прохождения воздуха через дроссельную заслонку.
Устройство
В датчике применён полупроводниковый чувствительный элемент, работающий как терморезистор. Обычные проводники с нагревом увеличивают своё сопротивление, а данное вещество уменьшает. Приняты меры, чтобы сопротивление изменялось значительно, так проще обеспечивать нужную погрешность измерения.
Конструктивно ДТВВ достаточно прост, он содержит:
- корпус из пластика;
- чувствительный полупроводниковый элемент;
- электрический разъём.
Зависимость сопротивления от температуры известна и нормализована в виде калибровочной таблицы. Каждому значению одного параметра соответствует величина другого, эти данные заносятся в карты прошивки ЭБУ.
Для измерения сопротивления используется подача тока в ДТВВ через резистор известного номинала, установленный в ЭБУ и подключённый к стабилизированному напряжению питания 5 Вольт.
По теме: Что такое OBD2 разъем и как пользоваться адаптером
Прохождение тока через чувствительный элемент вызывает падение на нём напряжения, которое и измеряется входным драйвером ЭБУ.
В его состав входит аналого-цифровой преобразователь, процессор получает уже понятное ему кодированное значение температуры. Остаётся только преобразовать его в нужный формат через кодовую таблицу.
Признаки неисправности
Когда ЭБУ получает заведомо неверные показания от ДТВВ, он не может правильно отрегулировать состав смеси. Если контроллер заметил ошибку, то есть она с большим отклонением отличается от предполагаемой, то будет включён аварийный режим, данные о массе всасываемого воздуха станут определяться косвенно, по данным прочих датчиков.
Независимо от того, замечена ошибка или нет, режим работы двигателя нарушится. Симптомы будут типовыми, которые образуются в любом другом случае отклонения состава смеси от идеального:
- нестабильная работа двигателя;
- увеличенный расход;
- потеря мощности;
- затруднения с запуском.
Определение конкретной причины происходит при комплексной диагностике двигателя. Наводящим указанием станет выставление кода ошибки, обрыв или замыкание ДТВВ. Если ошибка самодиагностикой пока не обнаружена, то датчик проверяется более точными замерами.
Проверка ДТВВ
Поскольку характеристика каждого конкретного ДТВВ известна, то достаточно будет только снять с него разъём и замерить сопротивление обычным мультиметром в режиме омметра.
По таблице находится нужная величина и сравнивается с реальной. Нагревая или охлаждая ДТВВ с контрольным термометром можно оценить результаты в нескольких точках.
При наличии подключённого сканера то же самое можно проделать, считывая показания с ЭБУ. Они выводятся на экран уже в градусах, что упрощает задачу.
Например, если машина стояла с выключенным двигателем достаточно долго, то показания всех температурных датчиков, в том числе и ДТВВ должны примерно выглядеть одинаково.
Температура во всех точках такого мотора выравнивается. Выпадающий из общего ряда прибор скорее всего неисправен, это может относиться и к его проводке, что уже можно уточнить тем же мультиметром. Не забывая, что ЭБУ в свою очередь должен подать на разъём ДТВВ напряжение 5 Вольт через ограничивающий резистор.
Какой расход воздуха должен быть на ВАЗ 2114?
Двигатель ВАЗ 2114 объемом 1,5 л при исправном ДМРВ на 850-950 об/мин потребляет от 10±0,5 кг воздуха за час работы, а на 2000 об/мин – от 19 кг до 21 кг. Если количество расходуемого воздуха при тех же оборотах уменьшается, уменьшается и динамика авто, зато экономится топливо. И наоборот, увеличенное потребление воздуха приводит к повышению динамики и большему расходу топлива. В этом случае могут возникать трудности с пуском двигателя в холодную погоду. Если показания датчика отклоняются от реальных на 2-4 кг, двигатель начнет сильно капризничать и «тупить». Отключение датчика вынудит мотор продолжать работать в аварийном режиме.
Признаки неисправности
Нерабочий датчик массового расхода воздуха ВАЗ 2114 приводит к появлению ряда симптомов в поведении инжекторного двигателя. Проявляется неисправность постепенно, начиная с повышения расхода топлива и плавающих оборотов, в итоге дестабилизируя работу двигателя.
Из личного опыта на примере переднеприводного автомобиля, могу сказать, что сталкивался с такой проблемой: сначала загорался значок инжектора, затем обороты сильно стали плавать и почти вдвое увеличился расход топлива.
Вычислить неработающий датчик воздуха ВАЗ 2114 можно по следующим признакам:
- провалы при работе на холостом ходу и под нагрузкой;
- ДВС глохнет при попытке переключить передачу;
- снижение динамики, машина медленно разгоняется;
- расход топлива увеличен;
- мощность двигателя упала;
- плохо заводится «на горячую»;
- появляется сигнал Check Engine.
Если ДМРВ уже мертвый, Check Engine может и не гореть. Тогда неисправность можно определить по ошибке, выдаваемой бортовым компьютером. Поможет и диагностика уровня сигнала ДМРВ. Низкий уровень может свидетельствовать о следующем:
- подключение ДМРВ отсутствует;
- неисправность в цепи подключения датчика (обрыв);
- масса в цепи подключения оборвалась или окислилась;
- сигнальные провода оборваны или неверно подсоединены, возможно, их замкнуло;
- сбой работы БУ двигателем;
- не работает ДМРВ.
Обнаружив вышеперечисленные признаки, не торопитесь покупать новый датчик. Он отнюдь не самый дешевый и обойдется в 1500-4000 руб. Прежде всего, убедитесь, что причина именно в нем. Проверить и почистить старый можно в сервисе или самостоятельно при наличии необходимого оборудования.
Проверка ДМРВ
Прежде чем приступать к экспериментам, не поленитесь ознакомиться с руководством по сервисному обслуживанию. Там детально описано, что такое ДМРВ на ВАЗ 2114 и как его заменить.
Ищем датчик. Открываем капот, находим патрубок воздушного фильтра. На нем и располагается ДМРВ, определяющий поток проходящего через фильтр воздуха. Приведу несколько вариантов, как проверить датчик массового расхода воздуха самостоятельно.
- Отключить датчик. Колодку с проводами отсоединить от разъема, нажав на фиксатор, расположенный снизу. Запустить двигатель (1500 оборотов или больше). Отключение ДМРВ контроллер понимает как аварийное состояние и приготовляет топливно-воздушную смесь исходя из того, в каком положении находится заслонка дросселя. Попробуйте проехать небольшое расстояние. Если автомобиль разогнался ощутимо быстрее, это свидетельствует о нерабочем ДМРВ. От себя замечу, что в отключенном состоянии для ЭБУ Я7.2 и М7.9.7. обороты не повышаются!
- Замена прошивки контроллера. Оригинальная прошивка ЭБУ могла быть заменена альтернативной. В такой ситуации мы не знаем, какой алгоритм прописан в ней случай работы в режиме, рассмотренном в первом пункте. Заслонка дросселя имеет упор, под который нужно подложить тонкую пластину (около 1 мм), чтобы поднять обороты. Затем необходимо отсоединить фишку с датчиком. При неисправном датчике двигатель должен заглохнуть. Если двигатель работает, то причина в особенностях прошивки: некорректно прописаны шаги РХХ.
- Измерение напряжения. Тестирование дает хорошие результаты при работе с датчиками Bosch. Понадобится мультиметр. Выбираем режим измерения постоянного напряжения и устанавливаем максимальное значение 2 В.
Схема подключения для ВАЗ 2114 выглядит так:
- желтый – входящий сигнал;
- серый с белым – питание на выходе;
- зеленый – заземление;
- розовый с черным – вывод к главному реле.
Расцветка может быть другой, но последовательность расположения разъемов та же.
Далее нужно включить зажигание при заглушенном двигателе. Красный (плюсовой) щуп тестера подключить к желтому выходу, черный (минусовой) – к зеленому. Щупы мультиметра вставляются вдоль указанных проводов напрямую через резиновые уплотнители разъемов без повреждения изоляции. Для профилактики я рекомендую смочить щупы WD-40. Промежуточные соединения или иголки не рекомендуется использовать из-за вносимой ими дополнительной погрешности. Измерить напряжение. Сравнить полученный результат с таблицей:
Напряжение, ВСостояние1,01 – 1,02Хорошее. Датчик почти новый и прослужит долго. 1,02 – 1,03Удовлетворительное. Датчик старый, но работает исправно. 1,03 – 1,04Плохое. Ресурс почти выработан. В скором времени придется заменить. 1,04 – 1,05Плачевное. Ресурс выработан. Пригоден к эксплуатации, если отсутствуют тревожные симптомы. Желательно заменить1,05 – и вышеАварийное. Датчик неисправен (возможно, давно). Замена обязательна.
Только что установленный датчик дает напряжение на выходе 0,996–1,01 В. Со временем оно возрастает. Большее значение означает больший процент износа.
Данные напряжения с датчиков фиксируются бортовым компьютером, их можно просмотреть, выбрав соответствующую группу параметров.
- превышен допустимый уровень масла в картере
- засорен маслоотделитель системы вентиляции
Датчик крепится к патрубку двумя винтами. Откручиваем их рожковым ключом (х10) и снимаем сам датчик. Спереди имеется вход, который должен быть защищен от подсоса неочищенного воздуха кольцевым резиновым уплотнителем. Если его нет или он остался в корпусе фильтра, пыль забивает входную сетку датчика. Ее нужно прочистить, поставить уплотнитель, проверить герметичность и вставить датчик обратно.
Помимо рассмотренных вариантов, как проверить ДМРВ самим, можно еще обратиться в сервис, где есть специальное оборудование, и провести уже 100% диагностику, например, по методике оценки осциллограммы.
2) на десятке было такое, причиной был модуль зажигания
В ДМРВ насколько, помню.
1 В дмрв на самом датчике вытащи из корпуса там его увидеш. Сбоку как маленький диод стеклянный. Бывают датчики и без него это можно определить по ко-ву контактов датчика
Современный автомобиль напичкан множеством электронных приборов, систем и элементов. Их слаженная работа зависит от прочности соединения и качества многочисленных датчиков. Сами датчики являются сигнализирующими элементами системы управления и контроля, занимая чуть ли не главные позиции в общей цепи системы. Одним из таких важных звеньев является датчик температуры всасываемого двигателем воздуха.
Датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ) – элемент электронного блока управления топливной системы двигателя. С него ЭБУ считывает данные о температуре входящего воздушного потока, используемые для регуляции топливной подачи в системе управления впрыском.
Устройство и алгоритм действия датчика температуры воздуха
Прибор помещен во впускной коллектор, где и замеряет температуру потока. Конструктивно представляет собой терморезистор на полупроводниках, термистор. В нем заложена обратная зависимость сопротивления от температуры. На практике это означает, уменьшение сопротивления при повышении температуры и наоборот. Этот принцип и лег в основу его применения в автомобилях.
Принцип обратной связи датчика с ЭБУ выглядит следующим образом: на датчик подается напряжение в 5В, соответствующее данному показателю сопротивления и температуры. По мере прохождения, воздушный поток охлаждает датчик, температура падает, провоцируя увеличение сопротивления. Это, в свою очередь, обуславливает изменение напряжения, новую величину которого считывает ЭБУ. Затем эти данные используются системой для изменения ширины импульса, передаваемые с ЭБУ на форсунки. Посредством изменения положения заслонок, регулируется подача бензина в топливную смесь для впрыска. Этим объясняется увеличение расхода топлива в холодную погоду.
Устройство датчика температуры довольно простое: измерительный термистор помещен в металлический корпус, верхняя часть которого соединена с коннектором, для соединения к электросети бортового компьютера. Соединения частей уплотнено прокладкой.
Классификация датчиков температуры всасываемого воздуха
Разделение на виды происходит по нескольким показателям:
— на замыкание. Сопротивление остается неизменным до достижения определенной температуры. Затем происходит скачок сопротивления от 1 до 0
— на размыкание. С достижением температуры определенного предела, происходит скачок сопротивления от 0 до 1
— с обратной зависимостью сопротивления от температуры (при повышении температуры, сопротивление падает);
— с прямой зависимостью, когда с повышением t, увеличивается сопротивление;
Эти виды ставят для включения аварийной индикации и вентилятора охлаждения.
— стрелки температуры
— системы впрыска
— датчик температуры входящего воздушного потока. В коллекторе;
— датчик охлаждающей жидкости. Помещают в малый циркулярный круг ОЖ;
— датчик внешней температуры. Устанавливаются вне коллектора.
Ошибка датчиков температуры воздуха Р0113
Самой частой фиксированной ошибкой является Р0113 – завышенный уровень датчика. Возникает из-за несоответствия температуры прибора с соответствующим сопротивлением (при незначительных колебаниях t, изменения сопротивления чрезмерно большие). На ЭБУ поступает сигнал слишком большого напряжения, что воспринимается компьютером как очень низкая температура воздушного потока. Посылается импульс по увеличению доли горючего в топливной смеси, после чего и начинается цепная реакция неполадок в различных системах. ЭБУ сохраняет код и включает на приборном щитке сигнал «CHECK ENGINE»
Нет никакой уверенности, что срочная замена датчика заставит убрать код с памяти компьютера. Зачастую, даже поставив новую деталь, замечаете, вновь возникшую ошибку. Автомобилю требуется диагностика, по результатам которой можно будет понять причину (неисправность проводки или выход из строя самого датчика).
Самостоятельное тестирование датчика температуры воздуха
Проверить показания прибора можно мультиметром. Шаг за шагом производим замеры, пока не проясниться ситуация.
- Проверяем подключение датчика к компьютеру. Если есть нужда, зачистите контакты.
- Проверить изменения сопротивления при колебании температурных параметров. В режиме омметра замеряйте показатели при различных величинах температуры. Показания могут быть различными, неизменной должна оставаться пропорциональность. Для этого нужно каждое значение сопротивления разделить на соответствующую величину температуры. И каждый раз должно получиться одно и то же число.
- Промежуточная проверка. Включите зажигание и проверьте наличие ошибки. Если ее нет, можно на этом и закончить работу. В противном случае, двигаемся дальше.
- Проверка обрыва проводов. На отсоединенном жгуте проверяем омметром «массу»: контакт 2 розетки датчика с пином 30 разъема ЭБУ. Выявляем и устраняем (если есть) обрывы этих пинов и место соединения нитей.
- Правильность соединения. Полностью отсоединить датчик и блок от узла проводов. Замеряя мультиметром контакты, постарайтесь выявить неправильную посадку пиновых отверстий в разъем прибора.
- Тестирование прочности соединения с бортсетью. Проверните ключ зажигания, замерьте напряжение на выходе 2. Величина должна быть близка, по значению, к 12В. Тогда протестируйте другие соединения на наличие в цепи тока. Если обнаружите обрыв, устраните его.
- Тест самого датчика. Разъединить его от разъема, мультиметром выявите наличие тока на выходах. Если прибор показывает бесконечно большие значения, значит, вы обнаружили обрыв в датчике, его надо менять.
- Выявление сбоев блока. Нужно замкнуть выходы 1 и 2 и повернуть ключ зажигания. Удалите ошибку. Возникновение ошибки означает неполадки в ЭБУ или узле . Появление Р0071 означает поломку ДТВВ.
Место установки ДТВВ доступно для попадания влаги, которая вызывает коррозийные изменения проводов и контактов. Также, сюда легко проникает грязь. Все это может стать причиной некорректной работы или потере чувствительности. Иногда бывает достаточно очистить грязь и копоть на проводах, восстановить соединение оборванных участков.
Только после полномасштабной проверки и тщательной чистки, в случае повторного выскакивания ошибки, можно решиться на замену ДТВВ.
Подводя итог вышесказанному, отмечу парочка важных моментов:
- От различных проблем электрической цепи, ЭБУ автомобиля выдает разные ошибки. По их наименованию легко определить характер поломки
- Можно протестировать прибор на исправность, пользуясь осциллографом. Замеры проводятся при постепенном нагреве двигателя. График должен содержать плавные линии, без резких переходов
- Прибор очень чувствительный. Малейшее загрязнение сказывается на его работе. Правильная эксплуатация и частая чистка от нагара, позволит избежать неприятностей.
- Не важно, от чего пришел в негодность прибор, главное своевременно заметить изменения и устранить возникшие проблемы.
Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ
Датчик температуры охлаждающей жидкости на самом деле является полупроводниковым термистором. Чем ниже температура охлаждающей жидкости, тем больше сопротивление. С другой стороны, чем меньше сопротивление, тем горячее антифриз и, соответственно, сам двигатель.
Какую функцию выполняет датчик: используется для определения температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Электронный блок управления двигателем корректирует время впрыска топлива и зажигания в соответствии с сигналом, поступающим от температуры охлаждающей жидкости. В случае превышения температуры охлаждающей жидкости электронная система предупреждает водителя об опасности перегрева двигателя. В том числе благодаря датчику компьютер включает вентилятор охлаждения, когда температура охлаждающей жидкости начинает расти больше рабочей температуры двигателя.
Признаки неисправности: когда датчик температуры охлаждающей жидкости выходит из строя (обычно плохой контакт, короткое замыкание, разомкнутая цепь, но в большинстве случаев плохой контакт), на приборной панели, как правило, появляется индикатор неисправности двигателя «Check engine». Датчик температуры охлаждающей жидкости на приборной панели всегда показывает максимум 120 градусов Цельсия. При этом мощность и тяга двигателя существенно падают, поскольку блок управления двигателем должен включить аварийную программу (есть не во всех моделях автомобилей). При сканировании ошибок с помощью диагностического сканера в электронной системе считается код неисправности P003D. Также, если датчик температуры выходит из строя, автомобиль может испытывать трудности с запуском в холодном состоянии. Кроме того, может наблюдаться ненормальный расход топлива.
Как работает измеритель температуры всасываемого воздуха?
Детектор всасываемого воздуха осуществляет контроль над входящим потоком воздуха в мотор. На основе разницы плотности воздуха от его температуры эбу автомобиля совместно с измерителем принимает решение о регулировании соотношения топлива и воздуха.
Нередко в паре с ним работает датчик массового расхода топлива (дмрв). Он измеряет силу потока воздуха поступающего в движок. Его показания также влияют на регуляцию поступления в движок топлива.
Оба детектора являясь частью системы, работают вместе, чтобы добиться:
- снижения расхода топлива;
- увеличения мощности автомобиля;
- исправной работы транспортного средства.
Также в автомобиле могут быть установлены измерители температуры наружного воздуха, и воздуха внутри салона. Их работа обеспечивает необходимыми данными систему климат-контроля авто. Позволяет определять появление наледи на дороге. Регулируют систему автоматического прогрева авто для избегания промерзания.
В конечном итоге все измерители воздуха в автомобиле играют немаловажную роль в автоматизации его работы. Осуществляют контроль, за его безопасностью позволяя значительно продлить срок жизни транспортного средства.
Все измерители в автомобиле, как правило, работают, получая значения от разницы сопротивления чувствительного элемента под влиянием воздуха. Автомобильные измерители дешевые, однако, есть и более дорогие модели. Так дмрв является дорогим даже в самой простой комплектации, имея в составе чувствительного элемента платину – значительно повышающую стоимость изделия. В обычных измерителях платина почти никогда не используется в виду отсутствия острой необходимости.
Строение измерителей температуры воздуха в машине практически не отличается. На одном их конце чувствительный элемент воспринимающий температуру, а на другом конце к нему подключаются провода, по электронной цепи которых он передает свою информацию в бортовой компьютер или на приборную панель.
Датчики и узлы системы управления, размещенные на двигателе
Датчик синхронизации(положения коленчатого вала двигателя) DG-6K0 261 210 302 Bosch(40904. 3847010) или аналогичный, индуктивного типа, размещен на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала.
Формирует электрический сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика со специальным зубчатым диском (60-2 зуба), установленным на шкиве коленчатого вала.
Взаимная ориентация диска синхронизации и датчика такова, что момент прохождения осью датчика сбега двадцатого зуба диска синхронизации соответствует нахождению поршня первого и четвертого цилиндров в верхней мертвой точке.
Отсчет номера зуба — от пропуска в направлении, противоположном вращению коленчатого вала двигателя.
Датчик предназначен для определения блоком управления углового положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Датчик фазы (положения распределительного вала) PG-3,8 0232103048 Bosch(40904. 3847000) или аналогичный, на эффекте Холла, размещен на головке цилиндров.
Формирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчиком (отогнутая пластина), установленном на выпускном распределительном вале.
Момент начала формирования сигнала датчиком фазы, при наличии совпадения сбега первого зуба диска 60-2 с осью датчика синхронизации, свидетельствует о начале такта сжатия в первом цилиндре.
Отсчет номера зуба — от пропуска в направлении, противоположном вращению коленчатого вала двигателя (см. датчик положения коленчатого вала).
Датчик фазы предназначен для определения блоком управления фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя.
Дроссельный модуль с электроприводом и датчиком положения дроссельной заслонки ETB TS A2C5 330 30 ф. Siemens (40624. 1148090).
Привод — двигатель постоянного тока напряжением бортовой сети, датчик положения заслонки — магниторезистивный (двухканальный).
Дроссельный модуль размещен на впускной трубе.
Дроссельный модуль предназначен для управления наполнением воздухом цилиндров двигателя на режимах пуска, прогрева, холостого хода, при включении/выключении внешних потребителей мощности, на различных нагрузках — с целью оптимизации крутящего момента.
Датчик предназначен для определения блоком управления углового положения дросселя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (температурного состояния двигателя)
TF-W0 280 130 093 Boschили аналогичный, (40904. 3828000). Датчик размещен на корпусе термостата.
Датчик предназначен для измерения блоком управления температуры охлаждающей жидкости двигателя.
Датчик детонации (рис. 6) KS-4-S0 261 231 176 Bosch(40904. 3855000*) или аналогичный, пьезоэлектрический, размешен на блоке цилиндров со стороны впускной системы, в зоне 4-го цилиндра.
Датчик предназначен для выявления блоком управления детонационного сгорания в двигателе.
Катушки зажигания (рис. 7) ZS-K-1×1 0 221 504 027 Bosch(40904. 3705000) или аналогичные, индивидуальные, четыре, трансформаторного типа, установлены на крышке клапанов.
Предназначены для формирования энергии высокого напряжения на свечи зажигания.
Свечи зажигания (рис. 8) DR17YCBoschили аналогичные, малогабаритного исполнения, с помехоподавительным резистором, четыре, ввернуты в головку цилиндров по центру камер сгорания.
Топливная рампа (рис. 9) (топливопровод распределительный) с форсунками электромагнитными ZMZ6354 (DEKA1D) Siemensв сборе (40624. 1100010*).
Размещение на впускной трубе. Рампа бессливная, стальная, со штуцером под быстроразъемное соединение.
Топливная рампа предназначена для подачи топлива в цилиндры двигателя.
Где находится ДТВВ на Ланосе и принцип его работы
Очень многие владельцы автомобилей Ланос не знают места расположения рассматриваемого датчика. Где находится ДТВВ на Шевроле, Дэу и ЗАЗ Ланос, можно узнать, если открыть капот и посмотреть на воздушный патрубок между фильтром и дроссельной заслонкой. На патрубке находится элемент, к которому подключена фишка с проводами. Это и есть датчик температуры на впуске, который вмонтирован в патрубок. Монтируется он в отверстие патрубка, и крепится на клей. На фото ниже показано, где находится ДТВВ на Ланосе. Не стоит путать его с ДМРВ, который многие владельцы по незнанию ищут в конструкции двигателя.
Датчик температуры воздуха, который устанавливается на автомобилях Ланос, представляет собой пластиковый корпус с контактами и термистором. Термистором называется полупроводниковый резистор, который имеет свойство изменять сопротивление в зависимости от температуры. Устройство и принцип работы этого элемента аналогичен с датчиком температуры охлаждающей жидкости.
Используемый в конструкции термистор имеет отрицательный температурный коэффициент, что означает уменьшение величины сопротивления при росте температуры. Если температура снижается, то сопротивление терморезистора увеличивается. На основании изменения сопротивления происходит изменение напряжения, и как итог считывание температуры всасываемого воздуха ЭБУ.
К датчику подключена фишка с проводами — это питание, которое составляет 5В. В зависимости от воздействия температуры на чувствительный элемент — термистор, происходит изменение сопротивления. Значение сопротивления при температуре —40 градусов составляет 100 кОм, а если температура увеличивается до отметки +130 градусов, то происходит понижение сопротивления до 70 Ом.
Увеличение сопротивления приводит к понижению напряжения, поэтому можно сделать вывод, что чем ниже температура воздуха на впуске, тем выше сопротивление, а значит снижается величина напряжения на клеммах датчика. Эта информация понадобится при проверке датчика.
Колебания напряжения на клеммах датчика считываются ЭБУ, на основании чего происходит корректировка смеси. ЭБУ передает импульс на форсунки в зависимости от температуры воздуха, в результате чего регулируется объем впрыскиваемой ТВС. Если в патрубок всасывается холодный воздух, то требуется обогащенная бензином смесь. Когда двигатель уже прогрет, а также при эксплуатации автомобиля в летнее время, осуществляется всасывание теплого воздуха, поэтому смесь в своем составе содержит большое количество воздуха.
Схема подключения датчика температуры воздуха на впуске Шевроле, ДЭУ и ЗАЗ Ланос позволяет понять принцип работы устройства. Схема работы и подключения приведена ниже.
Неисправность термистора приводит к нестабильной работе двигателя, однако далеко не каждый водитель может обнаружить такую поломку
Чтобы убедиться в неисправности детали, понадобится обратить внимание на ряд некоторых факторов, а для большей уверенности, произвести проверку
В отличие от ДТВВ, ДМРВ работает по другому принципу. В его конструкции установлены две нити из тугоплавких материалов. Одна нить контактирует с всасываемым воздухом, а вторая нет (она является контрольной). Между первой и второй нитью возникает разность температуры, на основании которой происходит исчисление объема всасываемого воздуха. Эти исчисления осуществляются за счет увеличения и уменьшения сопротивления в цепи. Чем больше воздуха проходит по патрубку, тем сильнее охлаждается нить. Разница сопротивления фиксируется ЭБУ, на основании чего регулируется состав топливно-воздушной смеси. Это сложная система, которая имеет такой недостаток, как засорение измерительной нити. При образовании засорения снижается чувствительность датчика, то есть увеличивается его погрешность. Эти недостатки исключены на ДТВВ и ДАД.
ПРОВЕРКА ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ВПУСКА ВОЗДУХА
График работы датчика на впуске
- Считать память неисправностей ✓
- Проверьте правильность подключения, разрывы и коррозию электрических соединений проводки датчика, разъема и датчика ✓
Тестовый шаг 1
Внутреннее сопротивление датчика определяется. Сопротивление зависит от температуры. Когда двигатель холодный, это высокий импеданс, а когда двигатель горячий, это низкий импеданс.
В зависимости от производителя: 25 ° C 2,0 — 6 кОм или 80 ° C прибл. 300 Ом Обратите внимание на особые характеристики эталонного значения
Тестовый шаг 2
Проверьте проводку к блоку управления, проверив непрерывность и короткое замыкание на раму для каждого провода к разъему блока управления.
Тестовый шаг 3
Проверьте напряжение питания на снятом штекере датчика с помощью вольтметра. Это делается с подключенным блоком управления и включенным зажиганием. Справочное значение: приблизительно 5В.
Если значение напряжения не достигнуто, необходимо проверить напряжение питания блока управления и заземления в соответствии с принципиальной схемой. Если все в порядке, возникает ошибка блока управления.
Замена ДМРВ
Для замены датчика своими руками, нужно приготовить фигурную отвертку и ключ на «10».
Процедура замены состоит из следующих шагов:
- Сначала нужно выключить зажигание, открыть капот.
- Затем нужно отсоединить минусовую клемму на аккумуляторе.
- На следующем этапе нужно ослабить хомут, с помощью которого гофра присоединяется к ДМРВ.
- Далее снимаем гофру с патрубка.
- Затем нужно отогнуть гребенку и отсоединить разъем датчика.
Отсоединение разъема датчика - Затем, воспользовавшись ключом на «10», нужно отвернуть крепежные болты датчика к корпусу воздухофильтра.
- Теперь можно снять ДМРВ.
- Установка датчика своими руками осуществляется в обратной последовательности.
Таким образом, если машина глохнет, имеет все признаки поломки ДМРВ, то перед тем, как начинать его ремонт, следует проверить уровень его сигнала, он не должен быть низким, выполнить полную диагностику машины и отремонтировать все неисправные узлы и детали.
Проверка датчика холостого хода
Если появляются перечисленные сбои, нужно рассмотреть, как проверить датчик холостого хода. Он находится на дроссельной заслонке. Рядом с ним крепится ее тросик. Над датчиком холостого хода находится устройство контроля положения дроссельной заслонки. Нужно выключить зажигание и демонтировать представленное устройство. Датчик может крепиться при помощи клеевого состава или болтов. В первом случае потребуется демонтировать весь дроссельный узел. Болтовое соединение позволит отсоединить только датчик.
Далее к датчику нужно подключить провода бортовой сети. На конусную иглу нужно положить палец. Далее включается зажигание. Если после этого ощущаются небольшие толчки иглы, значит, датчик исправен. В противном случае этот элемент конструкции будет неподвижен. Датчик потребуется заменить.
Температуры воздуха
Температурный контроллер устанавливается на ресивере мотора, его соединение должно быть герметичным. Это устройство обеспечивает контроль теплового состояния агрегата. В некоторых случаях симптомы неисправности данного элемента могут быть устранены путем обеспечения более лучшей герметичности соединения.
По своему устройству этот контроллер представляет собой стабилитрон (полупроводниковый). Его питание осуществляется от 5 вольт, поэтому девайс подключается к блоку управления (автор видео — Будни Газелиста).
ДТОЖ или датчик температуры охлаждающей жидкости монтируется на корпусе термостата. Устройство должно быть подключено наиболее герметично, поэтому для более качественного соединения используется герметик. Предназначение элемента заключается в контролировании теплового состояния силового агрегата.
Регулятор температуры охлаждения двигателя являет собой полупроводниковый стабилитрон, имеющий функцию обратного включения и питающийся от ЭБУ. Если девайс выйдет из строя, вероятнее всего, на приборной панели будет демонстрироваться неправильная температура мотора.
Датчик положения дроссельной заслонки монтируется непосредственно на дросселе, сверху, фиксируется этот элемент к узлу при помощи двух специальных болтов. Поскольку сама ось дросселя оснащена так называемой лыской, при монтаже контроллера ее необходимо будет совместить со шлицем на зажиме оси элемента. Чтобы соединение компонентов было наиболее плотным, дополнительно используется прорезиненный уплотнитель (автор видео о замене устройства — канал Igor48355).
Что касается предназначения ДПДЗ, то контроллер дроссельной заслонки ЗМЗ предназначен для выявления темпов и степени открытия дросселя. Сам по себе ДПДЦ — это обычный потенциометр с токосъемником, который перемещается по обозначенному радиусу так называемого токопроводящего сектора. Этот радиус составляет от 0 до 100 градусов.
Уровень выходного сопротивления девайса может меняться с учетом того, насколько сильно открыт дроссель. Что касается электропитания, то питается регулятор при помощи кабеля, подключенного к блоку управления. Непосредственно само подключение контроллера к колодке проводов осуществляется при помощи специального трехконтактного разъема с фиксатором. Если регулятор выходит из строя, вам необходимо просто отсоединить крепление и отключить проводку, после чего произвести замену.
Как проверять ДМРВ
В современных автомобилях единственным способом проверки датчика массового расхода воздуха является использование диагностического прибора.
Автомеханики измеряют количество воздуха (показания ДМРВ) на разных оборотах. Они сравнивают показания со спецификацией производителя или с показаниями заведомо исправного датчика.
Загрязнённый или неисправный ДМРВ, в большинстве случаев, будет показывать более низкий расход воздуха, чем заведомо исправный. В некоторых редких случаях неисправный датчик может показывать более высокие значения.
Конечно, разные двигатели будут иметь разные показания. Расход воздуха зависит от объёма двигателя, поэтому показания двигателя V6 или V8 будут выше.
Низкие значения массового расхода воздуха не означают, что датчик неисправен. Засоренный воздушный фильтр или забитый каталитический нейтрализатор также могут привести к снижению показаний датчика воздушного потока.
Подсос воздуха также влияет на показания датчика. Вот почему механики используют заведомо исправный датчик для сравнения показаний.
Есть ли способ проверить показания датчика массового расхода воздуха в домашних условиях? Конечно, например, здесь мы использовали приложение Torque для измерения показаний ДМРВ на разных оборотах.
Этот датчик исправный.
Чтобы использовать любое диагностическое приложение для смартфона, вам понадобится адаптер Bluetooth или Wi-Fi, который подключается к разъему OBD.
Иногда плохое электрическое соединение на разъёме датчика также может привести к тому, что показания воздушного потока окажутся вне диапазона. По этой причине клеммы разъёма, а также проводку необходимо тщательно осмотреть.
Часто, если воздушный фильтр не установлен должным образом, или корпус воздушного фильтра не закрыт, часть мусора может засосаться в датчик массового расхода воздуха и вызывать проблемы.
Иногда мусор может попасть во время замены воздушного фильтра. В этом случае ремонт прост. Датчик массового расхода воздуха должен быть очищен, а воздушный фильтр должен быть правильно установлен или заменён.
Проверка ДМРВ мультиметром
Этот способ работает на датчиках Bosch с номерами: 0 280 218 116, 0 280 218 004, 0 280 218 037.
Включаем мультиметр в режим измерения постоянного напряжения, выставляем предел 2 вольта.
- Жёлтый (ближний от лобового стекла) — вход сигнала датчика;
- Серо-белый — выход напряжения питания датчиков;
- Зелёный — заземление;
- Розово-чёрный — к главному реле.
Цвета проводов могут меняться, но их расположение остается неизменным.
Включаем зажигание, двигатель не заводим. Подключаем мультиметр красным щупом к жёлтому проводу, а черным — к зелёному (на массу). Таким образом, мы измеряем напряжение между указанными выводами.
Использовать иголки и прочие дополнительные соединения не рекомендуется, т. они вносят погрешность в измерения. Смотрим показания мультиметра.
В процессе эксплуатации оно постепенно меняется, и как правило увеличивается. Чем больше значение этого напряжения, тем больше износ ДМРВ.
- от 1,01 до 1,02 — хорошее состояние датчика;
- от 1,02 до 1,03 — неплохое состояние;
- от 1,03 до 1,04 — ресурс ДМРВ на исходе;
- от 1,04 до 1,05 — предсмертное состояние, если негативных симптомов нет, то эксплуатируем дальше;
- 1,05 и выше — пора заменить ДМРВ.
Эти же показания можно получить и без мультиметра, используя, например, приложение OpenDiag mobile.
Адекватная диагностика
В случае неисправности ДТВВ загорается лампочка «Check Engine». Но происходит так не всегда, ведь если датчик выдает неправильные показатели, он по-прежнему остается рабочим. Вот здесь и нужно знать нормальные напряжения и сопротивления. Доверить работу по диагностике неисправностей датчика лучше всего мастерам на СТО – у них имеется все необходимое оборудование.
Наиболее простой способ проверки в бытовых условиях предусматривает следующее:
- Обзаведитесь омметром или качественным мультиметром, а также бытовым феном;
- Отсоедините датчик, подключите к его контактам измерительное устройство и направьте поток горячего воздуха из фена на устройство;
- Проследите за показаниями измерительного прибора. Здесь кроется основная проблема: температура воздуха на выходе из сопла фена на максимальном мощностном режиме примерно равна 70 °С. Ориентируйтесь на эту цифру. Одна вещь останется неизменной: сопротивление датчика должна менять.
Для уточнения мы обратимся к данным о датчиках типа NTC (температурный коэффициент отрицателен), предоставленным компанией Bosch еще в 80-х годах. Они актуальны до сих пор, причем различия в сопротивлениях между датчиками других производителей будут, но не более 15% в сторону уменьшения.
Инструкция по удалению загрязнений с датчика и ремонт ДТВВ
Если принято решение очистить ДМРВ на Приоре, тогда первым делом устройство необходимо демонтировать с автомобиля. После нужно извлечь непосредственно сам датчик, который встроен в цилиндрический корпус, и крепится с помощью двух саморезов. Казалось бы, что может быть сложного в том, чтобы выкрутить саморезы, и извлечь сам датчик расхода воздуха. Однако не все так просто, ведь крепится устройство при помощи саморезов со специфической формой граней шляпки, поэтому с их вывинчиванием возникают трудности. Ниже на фото показано, как выглядит шляпка самореза на ДМРВ Приора.
Подобрать биту из стандартного набора не получится, поэтому существует три способа решения проблемы:
- найти и заказать специальную биту или отвертку с соответствующей формой наконечника;
- выкрутить саморезы пассатижами;
- сделать надрезы или надпилы на шляпке, чтобы выкрутить саморезы отверткой (рекомендуется это делать только пилкой по металлу, но не болгаркой).
Естественно следует выбирать второй или третий вариант. Для этого подбираем оптимальный вариант пассатижей (по размеру) и вывинчиваем крепежные элементы. Ниже на фото показано, как это следует делать правильно.
Вывинчивать саморезы нужно аккуратно и не спеша, исключив вероятность сильных вибраций датчика. После откручивания саморезов можно приступать к извлечению устройства
После снятия важно не ронять его, так как малейшие удары могут привести к деформации рабочих элементов. Далее приступаем к непосредственной части очистки, что можно сделать при помощи баллончика с удлинительной трубкой или шприца с тонкой иглой
Чтобы выполнить очистку, не нужно разбирать блок, так как в ходе этих манипуляций можно повредить устройство, и кроме того, при обратной сборке, может быть нарушена герметичность. Именно поэтому, используя специальную жидкость, необходимо ею обработать кристалл и терморезистор (датчик ТВВ если имеются признаки его загрязнений). Причем нужно только распылить или полить их жидкостями, но не пытаться залазить внутрь канала (лабиринта) тканью или другими предметами, чтобы еще и дополнительно протереть. После обработки веществами, нужно оставить деталь на 30 минут, чтобы она тщательно просохла, а затем собрать и установить на место. Испытать в действии на автомобиле.
Чтобы очистительная жидкость попала на кристалл, нужно распылять ее в отверстие, которое показано на фото ниже.
Не забывайте промыть сетку цилиндрического корпуса, в которой могло скопиться много пыли и мусора. Ее можно положить в ванночку со спиртом на время, чтобы очистить все имеющиеся загрязнения.
Если из строя вышел ДТВВ, место расположения которого показано на фото ниже, то его можно заменить, если известен номинал сопротивления.
Определить неисправность этого полупроводникового элемента можно, измерив его сопротивление. Ниже указаны пределы сопротивления в зависимости от температуры воздуха.
Если мультиметр будет показывать значение выше 100 кОм, значит, произошел обрыв цепи. Не стоит забывать, что наличие загрязнений на терморезисторе приводит к тому, что он начинает неправильно определять температуру. Если терморезистор неисправен, то его можно заменить, воспользовавшись паяльником. Терморезистор нужно выбирать по сопротивлению в зависимости от температуры, ориентируясь на таблицу выше.
Припаивать терморезистор нужно кратковременным касанием, чтобы не перегреть плату ДМРВ. После такого ремонта собрать деталь, и установить датчик на место.