Первая помощь при поражении электрическим током — Областной онкологический диспансер №3 г.Копейск

Урок по электробезопасности

в 1 Б классе

«В мире электричества»

Вступительное слово учителя.

Ребята, внимательно послушайте загадку и отгадайте её:

По тропинкам я бегу,

Без тропинок не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (электрический ток)

Как вы думаете, нужен ли электрический ток человеку? Да.

Какую пользу приносит электричество человеку? От электричества работают холодильники, стиральные машины, чайники, компьютеры, телевизоры, троллейбусы.

Без электричества не смогут работать врачи, бухгалтера, учителя, монтажники, водители троллейбусов. Потому что от электричества работают многие приборы, необходимые человеку. Без электрического тока зубной врач не сможет полечить зуб, водитель троллейбуса не сможет перевозить пассажиров, монтажник не сможет выточить деталь на станке.

Вывод:
Но каждый человек должен помнить — электрический ток нужен, но он не безопасен для жизни.

(Стук в дверь. Входят в класс лесные звери: заяц и лиса)

Заяц:
Ой, беда, ой, беда

Помогите нам друзья!

Учитель:
Что такое? Что случилось?

Сценка (белка гладит ленточки)

Лиса:
Ленту гладила белочка Анюта

И в окно увидела подруг,

И совсем забыла про утюг.

Заяц
: Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки,

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Учитель:
Ребята, а почему у белочки чуть не возник пожар?

(Ответы детей). Белочка бросила включенный утюг на ленточке.

Учитель:
Как же быть? Как нам быть?

Как зверятам подсобить?

Учитель:
Знаю я один секрет.

Чтобы не было больше бед,

Пригласим мы всех зверей

На урок к себе скорей.

Проходите лесные жители, садитесь с ребятами.

Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «В мире электричества».

Игра: «Что может быть опасным»

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если услышите, что-то опасное, поднимите руку.

(электроплита, книга, электрическая розетка, футбольный мяч, стиральная машина, стол, тарелка, пылесос, утюг
)

III. Изучение нового материал

а

Сегодня мы с вами поговорим об электрическом токе, о правилах пользования электроприборами.

Учитель:
Ребята, что вы знаете об электрическом токе? Где он находится?

(Ответы детей) В проводах телевизора, холодильника, компьютера, розетках.

Учитель:
Электричество — это тоже «трубы», только по ним к нам в дом поступает энергия. И как вода находит дырочку в трубе, и случается авария, также и электроэнергия становится опасной, если неисправны провода.

Человек может случайно дотронуться голой рукой до провода, и его ударит током. Провода могут соединиться, и произойдет короткое замыкание (гаснет свет), или даже может возникнуть пожар. Поэтому, если увидите оголенный провод, неисправный выключатель или розетку, надо сразу сказать об этом взрослым!

История возникновения электричества берет свое начало с 550 г. до нашей эры.

Впервые явления, ныне называемые электрическими, были замечены в древнем Китае, Индии, а позднее в древней Греции.

Сохранившиеся предания гласят, что древнегреческому философу Фалесу Милетскому было уже известно свойство янтаря, натёртого мехом или шерстью, притягивать
обрывки бумаги, пушинки и другие лёгкие тела.

И вы, не раз я думаю, наблюдали за тем, что авторучка или расческа, натертая об волосы притягивает кусочки бумаги.

Давайте проведем с вами такой опыт. У вас на столе лежат авторучки и мелкие кусочки бумаги. Взяли ручки, натерли о волосы и поднесли к бумажкам. Что вы наблюдаете? Да бумажки притягиваются к авторучке. Это явление получило название электризации.

Но откуда же в наш дом
приходит электричество? (ответы детей)

Электричество поступает по проводам.

Учитель:
В дом электричество поступает по проводам, а к проводам оно приходит от электростанций.

Самые первые электростанции были ветряными. (слайд 2-3)

Потом стали строить солнечные электростанции. (слайд 5)

III. Физкультминутка.

Тили — бом! Тили — бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка с фонарем,

А собачка с помелом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

Продолжение работы над новым материалом.

Учитель:
Ребята, а чтобы не случилось такой беды как у кошки, что должен знать каждый человек? (ответы детей)

А какие правила безопасности с электроприборами знаете вы?

V
Отработка правил безопасного обращения с электроприборами

Сейчас мы будем отгадывать загадки, и разъяснять, в каких случаях вещи бывают опасными.

На голове пуговка,

В носу решето,

Да и та на спине. (Чайник

— Когда
чайник опасен?

(Когда электрочайник включают,
не налив
в него воду, втыкают вилку в неисправную розетку, дотрагиваются до работающего электрочайника мокрыми руками; обычный чайник забывают выключить после того, как в нем вскипела
вода, и т

Идет пароход –

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать (Утюг

В каких случаях люди рискуют, пользуясь этим нужным прибором?

(Электрический утюг оставляют включенным без присмотра, берут мокрыми руками и т

Маша кофту замарала.

Но руками не стирала.

Есть особая машина —

Постирает от души нам. (Стиральная машина

Ребята, когда эта незаменимая для любой хозяйки вещь стано­вится опасной для детей? (Когда ее включают без разрешения родителей, берут мокрыми руками за электрическую вилку, открывают крышку во время работы и т

Молодцы! И запомните: нельзя совать руку в стиральную ма­шину во время работы, пытаясь вытащить из нее что-нибудь. Руку может затянуть и искалечить. У большинства современных моделей люк блокируется во время работы, но если нет — будьте бди­тельны сами.

Вот так дом, одно окно.

Каждый день в окне — кино. (Телевизор

(Дети и учитель обсуждают правила пользования телевизором

-Обобщение:
Итак, все эти вещи относятся к группе опасных ве­щей — электрические приборы. Они таят в себе угрозу по двум причинам:

Во-первых, эти предметы могут вызвать пожар.

Во-вторых, по ним проходит электрический ток, который мо­жет ударить.

Учитель:
Подведем итог нашим высказываниям. Какие же основные правила безопасности с электроприборами существуют:

Работа с пословицами об опасных ситуациях.

Не зря народ сложил такие пословицы:

«Опасение – половина спасения»,

«Берегись бед, пока их нет»

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Ответы учащихся: надо быть осторожными, знать и соблюдать правила безопасного поведения, чтобы не попадать в сложные ситуации)

VII. Просмотр презентации «Правила электробезопасности

в быту и на улице»

Презентация. Правила обращения с электроприборами.

Первое правило (слайд)

Никогда не проникай в трансформаторные подстанции.

ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

Второе правило (слайд)

Нельзя пользоваться электроприборами в ванных комнатах, банях, бассейнах и саунах.

Не вставляй вилку в розетку мокрыми руками.

Четвертое правило (слайд)

Ни в коем случае не подходи к оголенному проводу и не дотрагивайся до него. Может ударить током.

Пятое правило (слайд)

Выдергивая вилку из розетки, никогда не тяни руками за электрический провод , может случиться короткое замыкание.

Никогда не протирай включенные приборы влажной тряпкой.

Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.

Бытовая техника» href=»/text/category/bitovaya_tehnika/» rel=»bookmark»>бытовой техники , которая работает от электрического тока. А электроприборы помогают человеку в быту. Но чтобы не стать жертвой пожара, надо правильно обращаться с электроприборами дома, в школе, на работе. Электрический ток – верный друг и помощник человека. И к электричеству мы должны относиться бережно и внимательно. А об опасностях обращения с электроприборами мы уже поговорили.

Ученик:
Каждый знает, что утюг —

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Ученик:
Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Загорается нередко.

Учитель:
Очень часто в розетку мы включаем сразу несколько электроприборов. Например: телевизор, утюг, стиральная машина, холодильник, компьютер. А этого делать нельзя. Потому что перегретая розетка тоже может стать причиной пожара или короткого замыкания.

Подведение итогов урока.

Учитель:
Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Я думаю, наши лесные гости узнали, что такое электрический ток и как опасен он для жизни, откуда поступает в наш дом электричество, познакомились с правилами безопасного обращения с электроприборами.

Заяц:
Ой, беда, ой, беда

Помогите нам друзья!

Лиса:
Ленту гладила белочка Анюта

И в окно увидела подруг,

Отвлеклась всего на три минуты

И совсем забыла про утюг.

Заяц
: Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки,

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Во дворе у Саши будка

На двери рисунок есть

Если хочешь быть здоровым-

В эту будку ты не лезь!

Но если ты на столб полезешь-

Если видишь — провод порван-

Отойди в сторонку:

Ведь электрический заряд

Опасен для ребенка!

Знай, что провод оголенный

Вовсе не игрушка

Чуть однажды не погиб

Наш сосед Андрюшка!

В ванной можно чистить зубы,

Можно голову помыть,

Только там мы вряд ли будем

Феном волосы сушить.

Ученик:
Мы б от холода дрожали,

Без него темно бы было.

Очень многое не знали,

Ну конечно плохо б было.

Ученик:
Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В «Денди» тоже б не играли,

В общем, плохо было б жить.

Ученик:
Каждый знает, что утюг —

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Ученик:
Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Загорается нередко.

Классный час.

Тема: «Электробезопасность школьников

(Возрастная группа- 5-6 класс. Можно так же использовать и для учеников начальной школы).

Разработала учитель высшей категории МБОУ СОШ №18 г. Брянска Завадская Е.

Привитие культуры безопасного поведения на улице и дома. Привитие чувства ответственности за свои поступки.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, особенно в критических, умение находить выходы из нестандартных ситуаций.

Познакомить учащихся со знаками,предупреждающими об электрической опасности. Научить правильно вести себя в жизненных ситуациях, связанных с электричеством.

Ход классного часа.

Организационный момент. Постановка целей и задач занятия.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о электробезопасности школьников. Как вы думаете какие вопросы мы будем сегодня рассматривать?

(Предполагаемые ответы детей: Узнаем, что такое электричество и его историю. Кто открыл и когда. Какую пользу и какой вред приносит электричество. Причины поражения электрическим током. Знаки предупреждающие об опасности. Как вести себя в разных житейских ситуациях. Проверочная работа

По детским ответам учитель составляет на доске «ромашку» , которая и является совместной постановкой целей и задач занятия и планом к действию.

Учитель:
Итак. Мы живём в современном мире и в повседневной жизни часто встречаемся с электричеством. А где же это электричество « вокруг нас» ?

Предположительные ответы учеников
: Это различные электроприборы, бытовая техника, линии электропередач, трансформаторные будки. И в природе бывает электричество в виде разрядов молнии…

Учитель:
Верно. Ребята а в чем польза электричества.

Ученики:
(ребята предположительно отвечают, что это прогресс человечества. Это и телевидение и Интернет. Это различные предметы бытовой техники, которые упрощают нашу жизнь. И, вообще, это большой шаг в развитии человечества

Учитель
:А в чём же вред?

Ученики:
(Дети говорят о том, что с появлением электричества жизнь упростилась и люди стали меньше двигаться. Есть вред и для окружающей среды. А так же из-за не умелого обращения электричество может нанести физический вред человеку

Учитель:
Хорошо. Ребята, электричество имеет такую особенность, как отсутствие привычных для человека факторов, вызывающих тревогу или опасение. Например, приближающийся транспорт мы видим и слышим. Утечку газа мы можем распознать по характерному запаху. А электричество не имеет ни цвета ни запаха.

Учитель:
Готовясь к сегодняшнему классному часу я поручила одному из учеников подготовить краткую справку об электричестве. Предоставим ему слово.

Ученик
: Я узнал, что электричество мы будем изучать на уроках физики. Там мы узнаем о том, что электрический ток бывает постоянный и переменный. Что ток имеет силу и сопротивление. И ещё много других интересных фактов.

Также я узнал о том, что факт действия эл. тока на человека был установлен в последней четверти 18 века. Опасность этого действия впервые установил изобретатель электрохимического высоковольтного источника напряжения В. Петров. Описание первых промышленных электротравм появилось значительно позже в 1863 году -от постоянного тока и в 1882- от переменного.

Учитель:
Ребята, а как вы думаете, какие причины поражения током могут быть?

Ученики
(предположительные ответы) : Прикосновение к неизолированным электроприборам, к металлическим частям оборудования, оказавшимся под напряжением в следствии повреждений. Поражение молнией. Если полезешь в электробудку…)

Учитель:
Всё верно. Скажите, а как предупредить об опасности?

Ученики:
Рассказать об этом. Или с помощью знаков.

Учитель. Группа учеников приготовила рассказ о знаках. Предоставим им слово.

Ученики показывают знаки и рассказывают о них. (показ сопровождается слайдами презентации)

№1
: « Осторожно! Электрическое напряжение!» — знак постоянный для предупреждения об опасности поражения током. Применяется в электроустановках. Прикрепляется на внешней стороне двери

№2
Знак предупреждающий постоянный» Осторожно! Электрическое напряжение» Применяется на железобетонных опорах воздушных линий.

Плакат « Стой! Напряжение!» Применяется в электроустановках. Вывешивается на временных ограждениях токоведущих частей, находящихся под напряжением.

№4
Плакат переносный « Испытание. Опасно для жизни». Применяется в электроустановках. Вывешивается на ограждениях и оборудовании токоведущих частей,находящихся под напряжением при подготовке к испытаниям.

№5
Плакат « Не влезай! Убьёт!». Вывешиваетя по соседству с конструкцией, предназначенной для подъёма персонала на высоту

Учитель:
Ребята, а вы любите мультфильмы? Иногда герои мультфильмов тоже делают ошибки. Предлагаю вам посмотреть 2 сюжета и найти ошибки героев.

(смотрят сюжет из мультфильма о Крокодиле Гены и Чебураше, где Гена помогает детям во дворе организовать досуг и залезает в электробудку под напряжением. Его бьёт током А так же из мультфильма « Ну, погоди!» О волке и зайце в студии

После просмотра сюжета организовывается обсуждение о том, что неправильно сделал Гена и Волк.

5) Учитель
: Ребята, а сейчас я предлагаю вам проявить свои творческие способности. Мы разделимся на группы. Вы получаете плакат, на котором изображены сюжеты неправильного обращения с электричеством. Вы должны его быстро раскрасить и представить свою работу, сопроводив её стихами, которые тоже вам предложены. Можете представить свои стихи. У вас должна получиться сценка-мини- презентация правильного поведения. Ваша задача быть артистичными и убедительными!

Идёт работа в группах 5-7 минут, а затем представление командной работы.

Я на крышу гаража

Посадить решил кота

Пусть погреется на крыше

Крыша к солнцу ведь поближе!

Стой! Над крышей провода!

Ток течёт по ним всегда!

А поэтому усвой

Ты, дружок закон такой:

Ни с котами, ни с друзьями

Не стремись попасть туда!

Там опасность и беда!!!

Красный шар несёт Анюта,

Синий шар несёт Денис

А давай- ка их отпустим

Мы в заоблачный полёт!!

Только шарики взлетели,

Устремились только в высь,

Как за провод зацепились….

Ой, что делать нам, Денис!?

Длинный шест Денис хватает:

Надо их освободить!

(К сожаленью, он не знает, чем ему это грозит!)

Дети!!! Запомните главное правило:

Палкой ли, веткой, шестом -никогда

Не прикасайтесь вы к электропроводу

Может случиться большая беда!!

Стоя как-то у розетки

Думал маленький Федот:

« Интересно, кто же в этих

Чёрных дырочках живёт?

Может, крошечные мышки,

Две подружки,две норышки?

Или крошечный енот

Поселился и живёт?

А чтоб это всё проверить,

А чтоб это всё узнать,

Надо гвоздик или прутик,

Или проволочку взять…и…

Стой, малыш! Остановись!!

Под угрозой твоя жизнь!

Кроме штепселя, в розетку

Ничего нельзя вставлять!

Должен твёрдо это знать!!!

6)
Учитель:
Молодцы. Какие вы творческие и артистичные.

Перед тем, как мы проведём проверочную работу я предлагаю вам посмотреть ещё один небольшой мультфильм « Уроки Тётушки Совы. -Уроки осторожности. -электричество

(Дети смотрят мультфильм

Вот теперь, я думаю, вы готовы проверить свои знания по электробезопасности.

Приготовьтесь к тесту. Возьмите ручки и бумагу.

(проводится тест, который демонстрируется на слайдах презентации)

не слышно, не видно, не имеет запаха

можно попробовать на вкус

УВИДЕВ ОТКРЫТУЮ ДЕВЕРЬ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ (ТП) ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

позовешь друзей чтобы вместе заглянуть на подстанцию

позвонишь по телефону, указанному на ТП и сообщишь об открытой двери

ВОПРОС №3 РЕБЯТА ПЫТАЮТСЯ НАБРОСИТЬ ВЕРЕВКУ НА ПРОВОД ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ. ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?
а. пройдешь мимо б. поможешь им набросить веревку в. объяснишь что набрасывать веревку на линии электропередач смертельно опасно

НА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ОБОРВАЛСЯ ПРОВОД, ЕГО КОНЕЦ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ. ТВОИ ДЕЙСТВИЯ?

пройдешь мимо Б. попытаешься подойти к нему и поднять В. Обойдешь стороной в радиусе 20 метров, немедленно сообщишь об этом взрослым

У ТЕБЯ ДОМА СЛОМАЛАСЬ РОЗЕТКА. ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

попытаешься ее разобрать и отремонтировать самостоятельно

сообщишь об этом взрослым

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ЗНАК?

сюда била молния?

ничего не означает

электричество! Опасно для жизни!

ВЫБЕРИТЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ ОБ ОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.

ЗА ВИЛКУ ЭЛЕКТРОПРИБОРА НЕЛЬЗЯ БРАТЬСЯ?

ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ НЕЛЬЗЯ?

в ванной комнате

ХИЩЕНИЕ ПРОВОДА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ:

Ничем не грозит

Безопасно для жизни и здоровья

Смертельно опасно и наказывается штрафом до 1 млн. руб. или уголовным наказанием до 10 лет лишения свободы

ВОПРОС №1 — Электричество не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Его нельзя увидеть или услышать

Правильный ответ — В

ВОПРОС №2 — Проникновение на территорию трансформатороной подстанции смертельно опасно. Об открытой двери необходимо сообщить энергетикам.

Правильный ответ — В

ВОПРОС №3 — набрасывать какие-либо предметы на линии электропередач смертельно опасно

Правильный ответ — В

ВОПРОС №4 — К лежащему на земле проводу нельзя приближаться ближе чем на 10 метров. В этом радиусе образуется опасная зона, проводящая электрический ток!

Правильный ответ — В

ВОПРОС №5 — Пользоваться не исправной розеткой опасно для жизни!

Правильный ответ — Б

на трансформаторных подстанциях, опорах линий электропередачи.

Правильный ответ — В

ВОПРОС №7 — Этот знак предупреждает об опасности поражения электрическим током.

Правильный ответ — В

ВОПРОС №8 — Вода-проводник электрической энергии взявшись мокрыми руками за розетку, Вас может поразить электрическим током.

Правильный ответ — В

ВОПРОС №9 — Ванная комната — помешение с повышенной влажностью, которая отрицательно влияет на работу электроприборов

Правильный ответ — В

ВОПРОС №10 — Хищение провода с линии электропередачи условно наказуемо. При соприкосновении с проводом человек может получить ожоги и смертельные травмы.

Правильный ответ — В

«Ключ» для оценивания результатов теста.

8-10 правильных ответов

Вы на «отлично» справились с заданием!

8-6 правильных ответов

Вы на «хорошо» справились с заданием!

6-7 правильных ответов

Вы на «удовлетворительно» справились с заданием. Вам необходимо повторить правила электробезопасности

5- и менее правильных ответов

Вам необходимо ознакомиться с правилами элетробезопасности. Ваша жизнь и здоровье под угрозой.

7)
Учитель:
Ребята подведём итог. Что мы сегодня узнали нового?

Ученики
говорят о знаках и правилах поведения с электричеством.

Учитель:
Ребята, а какой итог нашего занятия и что полезного мы могли бы сделать, чтобы больше ребят узнали о правилах безопасного поведения с электричеством?

Ученики
предлагают повесить на стенде получившиеся плакаты и с материалами сегодняшнего занятия провести мини лектории для учеников начальной школы.

Учитель:
Ребята, а дома я предлагаю вам просмотреть мультфильмы « Фиксики. Короткое замыкание». И найти в них ошибки героев.

Наше занятие завершено! Желаю вам здоровья и успехов!

Представление об опасности электрического тока

Опасность для жизни человека представляют электроустановки любого напряжения. Запомните: безопасного тока не существует!

Электроустановки – это оборудование, которое используется энергетиками для передачи электрической энергии, а также все бытовые приборы, окружающие нас в повседневной жизни.

Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце, возникают тяжелые ожоги. Человек может погибнуть или стать инвалидом.

Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее!

Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек.

Безопасным считается напряжение 12 вольт. Наибольшее распространение в промышленности и сельском хозяйстве и быту получили электрические сети, напряжением 220 — 380 вольт
(220 вольт — для освещения и бытовых приборов, 380 вольт — для трехфазных электродвигателей и других промышленных потребителей). Но это напряжение очень опасно для человека.

Наибольшее количество смертельных электротравм происходит с людьми, попавшими под напряжение 220 — 380 вольт.

Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Конструкторы и энергетики позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям.

Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитовые, играх вблизи электрооборудования возникает реальная угроза для жизни.

Вот почему так важно всем знать правила обращения с электрическими приборами и другими электроустановками, во время предупредить товарища об опасности шалости вблизи электрических линий и подстанций, уметь обезопасить себя и других людей при обнаружении повреждения в электрической сети.

Электричество в быту

Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить:

Вы не должны самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают взрослые или специалист-электрик!

Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. Это очень опасно!

Вы не должны проходить мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях!

Запомните, разбивая ради боловства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

Опасность поражения людей электрическим током очень велика в помещениях с земляными, цементными и бетонными полами, хорошо проводящими электрический ток (это ванные комнаты, бани, сараи, гаражи, подвалы). В этих помещениях должны применяться электроприборы и переносные электролампынапряжением 12 вольт
, включенные через специальный понижающий трансформатор. Такое же напряжение должно применяться для переносных приборов и ламп, применяемых в саду, огороде и во дворе.

Некоторые люди пренебрегают этим и присоединяют непосредственно к сети напряжением 220 вольт бытовые электроприборы в ванных комнатах, пользуются переносными электролампами в гаражах и подвалах, устанавливают электроплитки в сырых помещениях и сараях, а подобные нарушения приводят к печальным последствиям.

Мальчик решил приготовить уроки вечером в саду. Взяв включенную через удлинитель напряжением 220 вольт настольную лампу, в которой была повреждена изоляция внутренних проводов, он стал выходить из дома. В комнате по его телу, очевидно, проходил небольшой электрический ток, который он не ощущал, так как сухой деревянный пол оказывал большое сопротивление. Но как только мальчик коснулся земли, сопротивление резко снизилось, ток увеличился, и мальчик был смертельно поражен электрическим током.

Юноша 16 лет самовольно провел проводку напряжением 220 В в погреб и при ввертывании лампы коснулся пальцем цоколя и погиб.

Имеются случаи гибели людей, которые производили замену электроламп и ремонт электропроводок под напряжением, стоя на батареях отопления, водопроводных трубах, ваннах, газовых плитах и других хорошо заземленных предметах или касаясь их.

Запрещается пользоваться электрическими приборами и переносными электролампами напряжением 220 вольт в помещениях и на открытом воздухе при наличии земляных, цементных, бетонных и других полов, хорошо проводящих электрический ток, а также в сухих помещениях, в которых не исключена возможность одновременного прикосновения к электроприбору и хорошо заземленным предметам.

Если вы, прикоснувшись к корпусу электроприбора, трубам и кранам водопровода, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам почувствуете «покалывание» или вас «затрясет», то это значит, что данный предмет находится под напряжением в результате какого-то повреждения электрической сети. Это сигнал серьезной опасности!

В других, более худших условиях (например, стоя босиком на мокром полу), повторное прикосновение к этому же предмету, находящемуся под напряжением, может привести к смертельному поражению электрическим током.

Что необходимо сделать в этих случаях:

Немедленно отключить поврежденный электроприбор от сети;

Если появилось напряжение на трубах, ванне и т. , немедленно отключить электросеть при помощи автоматических выключателей или выкручивания предохранителей у электросчетчика;

Предупредить окружающих об опасности и немедленно сообщить о случившемся взрослым!

При переходе с поднятым вверх удилищем под воздушной линией коснулся провода удилищем и погиб 18-летний юноша.

6-летний мальчик погиб от электротравмы, которую он получил, коснувшись провода на крыше одноэтажного дома, где он играл с друзьями.

Большую опасность представляют провода воздушных линий, расположенные в кроне деревьев или кустарников или вблизи от них. Не прикасайтесь к таким деревьям и не раскачивайте их, особенно в сырую погоду! Они служат проводником электрического тока.

7-летний мальчик, играя во дворе дома, залез на высокую березу и, раскачиваясь на ветвях, приблизился к проводам линии напряжением 10 киловольт и был поражен электрическим током.

К печальным последствиям приводят игры вблизи воздушных линий электропередачи и трансформаторных подстанций, а нередко озорство и лихачество отдельных ребят.

Ребята из озорства сделали наброс тонкой проволоки на один из проводов воздушной линии электропередачи и погибли от удара электрическим током.

Важно знать, что попасть под напряжение можно и не касаясь токоведущих частей, а только приблизившись к ним. В воздушном промежутке между электроустановкой и телом человека возникнет электрическая дуга и нанесет несовместимые с жизнью ожоги.

Подросток влез на металлическую опору воздушной линии напряжением 110 киловольт, чтобы палкой спугнуть с нее голубя. Приблизившись к проводу, он был смертельно поражен электрическим током.

5-классник, игравший со своими сверстниками рядом с электроустановкой, несмотря на предупредительные плакаты, поднялся по дверцам ячейки на крышу электроустановки, приблизился к токоведущим частям и был поражён током.

Подросток 14 лет сломал вентиляционную решетку трансформаторной подстанции и залез в нее с целью хищения цветного металла. Случайно прикоснувшись к токоведущим частям попал под напряжение и погиб.

Два мальчика с насыпи полезли на крышу трансформаторной подстанции чтобы поиграть. Приблизились к высоковольтным проводам и получили удар током. Один из них остался инвалидом.

— играть вблизи воздушных линий электропередачи и подстанций;

— делать набросы на провода воздушных линий и запускать «воздушного змея» вблизи них;

— влезать на опоры воздушных линий, приставлять к ним лестницы и другие предметы;

— проникать за ограждение, внутрь или на крышу подстанций, открывать дверцы электрических щитков;

— залезать на крыши домов и сооружений, а также деревья, если вблизи проходят линии электропередачи.

Летом, находясь в походе, опасно останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи, либо подстанций.

Семья отдыхала па берегу реки, поставив палатку в уютном уголке под проводами воздушной линии электропередач. От порыва ветра дерево упало на провода, оборвав провод, и он упал на землю вблизи 15-летней девушки, которая в это время загорала около палатки. Девушка была смертельно поражена электрическим током. Ее мать, пытаясь оказать помощь, приблизилась к телу дочери и тоже погибла.

Ребята, не огорчайте родителей своими необдуманными действиями! Остановите, предостерегите товарища от опасной шалости вблизи энергообъектов! Этим вы спасете ему жизнь!

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или повреждённых дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков и плакатов по электробезопасности во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым и в РЭС.

Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно, только не с нами. Это обманчивое впечатление!

Будьте осторожны ребята! Берегите свою жизнь и жизнь своих друзей

Урок по электробезопасности для старших классов

Ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в народном хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов.

Данный урок – конференция проводился как заключительный урок по теме: «Электрические явления» в 9 классе (по учебнику Громов С. ); как внеклассное мероприятие во время месячника физики; как интегрированный урок физика – ОБЖ; часть материала использовалась в 11 классе при изучении темы: «Производство, передача и использование электроэнергии» «Развитие средств связи». При двухчасовой программе удобно данные темы рассматривать в виде защиты проектов по разным разделам темы, уделяя внимание не только высоким материям, а реальности данного явления в быту, развивая и поддерживая интерес к физике у учащихся с гуманитарным складом ума, на конкретные проблемы и особенности жизненных ситуаций.

Подготовительная работа

В начале изучения темы в классах озвучивается тема урока – конференции «Электробезопасность»; формируются группы, назначаются руководители, определяются темы выступлений. Учащиеся знакомятся с формами выполнения творческой работы: плакат по электробезопасности, слоганы, рассказ, сообщение по теме. В библиотеке и кабинете имеется папка по данной теме, список литературы, презентация. Все учащиеся должны во время изучения темы обсудить с учителем свои работы.

  • Научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернет ресурсами по данной теме.
  • Выработать у учащихся умение составлять и делать доклады, сообщения по заданной теме и оформлять информационные стенды.
  • Выработать у учащихся умение объяснять наблюдаемые явления.
  • Развить интерес учащихся к физике.
  • Познакомить с правилами поведения во время грозы.
  • В нестандартной форме познакомить учащихся с правилами электробезопасности.
  • Образовательные — научить учащихся выделять главное, делать выводы, применять знания на практике, дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим током, усвоить знания о действиях электрического тока на человека.
  • Воспитательные — воспитание умения слушать и анализировать выступления одноклассников; воспитание у учащихся заботы о своем здоровье.
  • Развивающие — развитие логического мышления и познавательной активности, развитие сотрудничества.

План проведения урока – конференции:

I Вступительное слово учителя. II Доклады учащихся класса

  • Молния
  • История исследования молнии
  • Громоотвод
  • Правила поведения во время грозы
  • Первая помощь пострадавшим от молнии
  • Действие электрического тока на живые организмы
  • Правила электробезопасности в быту

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята, наш сегодняшний урок будет непривычным и вести его будут ваши одноклассники. В течение трех недель мы с вами работали над сообщениями, докладами, выполняли рисунки по электробезопасности в природе, быту и технике. Писали рассказы, сочиняли слоганы, стихи и частушки. Сегодня на обобщающем уроке мы подведем итоги, назовем лучших, заслушаем их отчеты, оценим результаты работу наших групп. Позвольте представить вам сегодняшних докладчиков(Идет представление ребят приготовивших сообщения)

Докладчик №1
Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию — это красивое и небезопасное явление природы. Подчитано, что в атмосфере Земли каждую секунду происходит около 100 молний.

Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в детском саду, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Все электроустановки имеют ограждение, предупреждающие знаки и плакаты безопасности и закрыты на замок. Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитки возникает угроза для жизни.

Действие электрического тока на организм человека

Опасность для жизни человека представляют электроустановки любого напряжения. Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь.

Большое значение в исходе поражения имеет путь, проходимый током в теле человека. Поражение будет более тяжелым, если на пути тока оказываются сердце, грудная клетка, головной и спинной мозг.

Непосредственными причинами смерти человека, пораженного электрическим током, является прекращение работы сердца, остановка дыхания вследствие паралича мышц грудной клетки и электрический шок.

Поражение электричеством может иметь место в следующих формах:

— остановка сердца или дыхания при прохождении электрического тока через тело;

— механическая травма из-за сокращения мышц под действием тока;

— ослепление электрической дугой.

Смерть обычно наступает из-за остановки сердца или дыхания, или того и другого. Под действием электрического тока сокращаются мышцы тела. Если человек взялся за находящуюся под напряжением часть оборудования, он возможно, не сумеет оторваться без посторонней помощи.

Повреждения от электрического тока определяются силой тока и длительностью его воздействия.

Больше всего от действия электрического тока страдает центральная нервная система. Из-за ее повреждения нарушается дыхание и сердечная деятельность.

Электроожоги излечиваются значительно труднее обычных термических. Некоторые последствия электротравмы могут проявиться через несколько часов, дней, месяцев. Пострадавший должен длительное время жить в «щадящем» режиме и находиться под наблюдением специалистов.

Правила поведения с электричеством в быту

Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить:

1 НЕЛЬЗЯ пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.

ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают взрослые или специалист- электрик!

НЕЛЬЗЯ пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО! ВЫ НЕ ДОЛЖНЫпроходить мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях! ЗАПОМНИТЕ, разбивая из озорства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными электроприборами (если из телевизора, холодильника или пылесоса пахнет горелой резиной, если видны искры — надо немедленно отключить прибор от сети и рассказать о неисправном приборе взрослым).

НЕЛЬЗЯ самим чинить и разбирать электроприборы.

Выключая электроприбор, НЕЛЬЗЯ тянуть за шнур. Надо взяться за штепсель и плавно вынуть его из розетки.

НЕЛЬЗЯ играть с электрическими розетками (если ты увидел неисправную розетку, выключатель, оголенный провод, ничего НЕ трогай и сразу расскажи об этом взрослым!).

ПОМНИ, электричество не терпит соседства с водой (чтобы не получить удар током, НЕЛЬЗЯ касаться включенных электроприборов мокрыми руками или протирать электроприборы влажной тряпкой).

Правила поведения вблизи энергообъектов

Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты. Воздушные и кабельные линии электропередачи отвечают за электроснабжение городов и поселков.

Трансформаторные подстанции расположены в каждом населенном пункте и в силу их повсеместности представляют особую опасность для населения!

Если все же человек попал в зону «шагового напряжения» нельзя отрывать подошвы от поверхности земли. Передвигаться следует в сторону удаления от провода «гусиным шагом» — пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги. Запомните, увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров.

СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО влезать на опоры высоковольтных линий электропередачи, играть под ними, разводить костры, разбивать изоляторы на опорах, делать на провода набросы проволоки и других предметов, запускать под проводами воздушных змеев.

Если ты увидел оборванный провод, незакрытые или поврежденные двери трансформаторных будок или электрических щитов, НИЧЕГО НЕ ТРОГАЙ и незамедлительно сообщи взрослым.

Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ открывать лестничные электрощиты, находящиеся в подъездах домов, влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, заходить в трансформаторные будки, электрощитовые и другие электротехнические помещения, трогать руками электрооборудование, провода.

Летом, находясь в походе, либо идя на рыбалку, ОПАСНО останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи, либо подстанций и рыбачить под проводами линии электропередачи.

Помощь пострадавшему от электрического тока

Необходимо помнить, что человека, пораженного электрическим током, можно спасти, вернуть к жизни, если правильно и, главное, быстро оказать ему помощь. ЗАПОМНИТЕ! Не следует предпринимать самостоятельно мероприятия по спасению пострадавшего. Лучше это сделают взрослые, либо специалисты- энергетики. Незамедлительно позови их на помощь!

Оказать эффективную помощь пострадавшему может только человек, хорошо знающий Правила освобождения пострадавшего от  электрического тока и оказания первой помощи.

Какие действия необходимо предпринять для оказания помощи?

-Необходимо вызвать бригаду скорой помощи;

-Оценить обстановку и по возможности освободить пострадавшего от действия электрического тока. Ни в коем случае нельзя прикасаться к пострадавшему. Возможно, он все еще находится под действием электрического тока. Дотронувшись до пострадавшего, можно попасть под напряжение. Необходимо отключить источник электроэнергии.

Если это невозможно, необходимо отодвинуть источник тока от себя и от пострадавшего сухим, непроводящим ток предметом. Если необходимо оттащить пострадавшего от провода электросети, при этом надо помнить, что тело человека так же проводит ток. Поэтому не следует дотрагиваться голыми руками до открытых частей тела пострадавшего.

После прекращения действия электрического тока необходимо обратить внимание на присутствие признаков жизни (дыхание и пульс). При отсутствии признаков жизни необходимо приступить к реанимационным мероприятиям: проведению закрытого массажа сердца и искусственному дыханию. Реанимационные мероприятия оказываются до приезда бригады скорой помощи.

Предупреждающие знаки и плакаты по электробезопасности

Для предотвращения случайного проникновения в электроустановки, и тем самым предотвращения поражения электрическим током людей, существуют специальные предупреждающие знаки и плакаты. Они вывешиваются или наносятся на опоры воздушных линий электропередачи любого напряжения, двери различных электрощитов, в которых находится электрооборудование, на ограждениях и заборах, огораживающих электроустановки. Наличие таких знаков подразумевает запрет проникновения со стороны населения в электроустановки или подъем на опору линий электропередачи.

Знаки предупреждают человека об опасности поражения электрическим током. Пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их – недопустимо!

Не огорчайте родителей своими необдуманными действиями! Остановите, предостерегите товарища от опасной шалости вблизи энергообъектов! Этим вы спасете ему жизнь!

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или повреждённых дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков и плакатов по электробезопасности во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым или позвонить по телефону 101 или 112.

Дошкольникам об электробезопасности

Электрическая энергия является самым универсальным и удобным для использования видом энергии как в производстве, так и в быту. Благодаря электрической энергии мы используем в повсеместной жизни телевизоры, магнитофоны, пылесосы, стиральные машины и другие приборы, имеем в наших квартирах газ, свет, горячую и холодную воду, пользуемся электротранспортом. Без электрической энергии невозможна работа промышленности и сельского хозяйства. Но она может принести и непоправимый вред здоровью человека, если при пользовании ею не соблюдать меры личной предосторожности и не выполнять элементарные правила безопасности.

Чтобы лучше понять опасность поражения электрическим током, необходимо иметь чёткое представление о действии электрического тока на организм человека и о факторах, влияющих на исход электротравмы.

Одной из особенностей электрического тока является то, что он невидим, не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому обнаружить его без специальных приборов человек не может. Электрический ток поражает внезапно, когда человек оказывается включённым в цепь прохождения тока. При этом он повреждает ткани на всём пути его прохождения через тело человека.

Поражение электрическим током может наступить и при приближении на недопустимо близкое, опасное расстояние к находящимся под напряжением токоведущим частям, а также при попадании под так называемое шаговое напряжение, возникающее в зоне обрыва, и падении на землю проводов действующих линий электропередачи. Шаговым напряжением называется разность потенциалов, находящихся на расстоянии шага. Чем шире шаг, тем больше разница потенциалов, тем вероятнее поражение.

Действие электрического тока на человека зависит в первую очередь от величины тока и времени его прохождения через его тело и может вызывать неприятные ощущения, ожоги, обморок, судороги, прекращение дыхания, остановку сердца.

Допустимым принято считать ток 0,5 миллиампер. Ток в 10-15 миллиампер называется неотпускающим (человек не может самостоятельно освободиться от действия тока). Ток в 50 миллиампер поражает органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. Ток в 100 миллиампер приводит к остановке сердца и нарушению кровообращения; такой ток считается смертельным.

Особенно опасен электрический ток для детей, так как они по своим физическим данным более чувствительны к электрическому току.

Степень опасности поражения электрическим током зависит от окружающей среды: температуры и влажности воздуха, характера помещений, наличия токопроводящих полов, химически активных паров, газов и т. Большую опасность электрический ток представляет на улице, в подвалах, сараях, гаражах и т.

Во избежание несчастных случаев от действия электротока необходимо помнить и выполнять элементарные правила электробезопасности. Вот основные из них:

  • не допускайте шалости при обращении с включёнными в сеть электроприборами;
  • не приближайтесь к оборванным, лежащим на земле проводам линий электропередачи на расстояние менее 8 метров;
  • не устраивайте игры под проводами электролиний;
  • не влезайте на опоры линий электропередачи;
  • не делайте набросов на провода линий электропередачи;
  • не запускайте бумажного змея вблизи линий электропередачи;
  • не заходите за ограждения трансформаторных подстанций, в подстанции и на строительные площадки, где могут применяться временные электропроводки;
  • не пользуйтесь включёнными в сеть переносными лампами и бытовыми электроприборами (магнитофонами, радиоприёмниками и др.) в садах, огородах, сырых помещениях и помещениях с токопроводящими полами (бетонными, кирпичными и т.д.);
  • отключайте электронагревательные приборы: чайники, кастрюли, сковородки от электрической сети при заполнении их водой непосредственно от водопроводной системы;
  • не ремонтируйте самостоятельно неисправную электропроводку, а сообщите о неисправности родителям или взрослым;
  • при использовании переносных электроприборов не закладывайте шнуры за газовые, отопительные, водопроводные трубы;
  • не вешайте на провода электропроводок никаких предметов;
  • не пользуйтесь неисправными штепсельными розетками, выключателями, шнурами для включения электрооборудования и электроприборов.

Ребята! Изучайте и строго соблюдайте правила электробезопасности, требуйте их соблюдения от ваших товарищей. Помните, что пренебрежение этими правилами может привести к несчастному случаю.

  • Не включайте и не трогайте электроприборы мокрыми руками.
  • Не играйте с включёнными в сеть электроприборами.
  • Не пользуйтесь электроприборами, когда моетесь в ванне или под душем, в комнате с высокой влажностью.
  • Во время работы электроприборов не открывайте и не разбирайте их.
  • Уходя, отключайте электроприборы, которые не используются, из сети.
  • Нельзя играть под проводами электролиний и влезать на опоры линий электропередачи.
  • Нельзя пользоваться неисправными электроприборами (отсутствие изоляции провода, неисправная вилка и т. д).
  • При просмотре телепередач нельзя садиться на расстоянии ближе 1 – 1,5 м от экрана телевизора.
  • Не ставьте кровати рядом с розетками.

Больше ходите пешком или ездите на велосипеде, пользуясь электротранспортом лишь при передвижении на большие расстояния.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Как Это Работает?
Добавить комментарий