Принцип работы гирокомпаса

У гирокомпаса имеются как определенные достоинства перед магнитным компасом, за счет которых его применяют в том числе в областях, в которых требуется более высокая точность, так и недостатки, из-за которых, например, в туризме он не нашел применения. И о таких плюсах и минусах, и о принципе его действия мы далее и поговорим.

Гирокомпас — это навигационное устройство, указывающее строго на северный географический полюс и работающий по принципу гироскопа. То есть это устройство имеет некоторые общие черты с магнитным компасом, но устройство его, размеры и правила применения отличаются от таковых у компаса магнитного.

На фото — стандартный судовой гирокомпас:

У гирокомпаса имеются как определенные достоинства перед магнитным компасом, за счет которых его применяют в том числе в областях, в которых требуется более высокая точность, так и недостатки, из-за которых, например, в туризме он не нашел применения. И о таких плюсах и минусах, и о принципе его действия мы далее и поговорим.

Современный гирокомпас представляет собой компактное высокоточное устройство, конструкция которого содержит в себе многие технические достижения, физические принципы и технологии. В каталоге Интернет-магазина компании «Маринэк» представлены гирокомпасы известных, в том числе отечественных, производителей:

Гирокомпас – навигационное устройство, основанное на принципе работы гироскопа, указывающее направление истинного меридиана, проходящего через географические полюсы, то есть, ось вращения Земли. Гироскопический компас (гирокомпас) применяется в навигации для определения курса судна и азимута направления на объекты.

Конструкция гирокомпаса

Судовые компасы имеют несколько видов конструкций, среди которых можно выделить наиболее простой – магнитный, а также спутниковый, как наиболее современный и точный. Тем не менее, гироскопические компасы по-прежнему востребованы благодаря высокой точности и независимости от внешних факторов, например, наличия спутникового сигнала.

Особенности гирокомпасов

Современный гирокомпас представляет собой компактное высокоточное устройство, конструкция которого содержит в себе многие технические достижения, физические принципы и технологии. В каталоге Интернет-магазина компании «Маринэк» представлены гирокомпасы известных, в том числе отечественных, производителей:

  • Simrad
  • Sperry Marine
  • Raytheon
  • Tokyo Keiki
  • ПНППК (Пермская научно-производственная приборостроительная компания)

Выбор гирокомпаса

Пермский гирокомпас PGM-C-010 имеет сертификат РМРС и может применяться на судах любых типов. Прибор имеет собственный дисплей, на котором может быть отображена информация о координатах, скорости судна, повороте и т.п. Данная модель имеет очень широкий диапазон для применения, ограниченный широтами до 85°, скоростями до семидесяти улов (!), креном и дифферентом до 45°. Погрешность устройства составляет всего 0,2°.

Гирокомпас – важная составляющая обеспечения безопасности во время движения судна, являющаяся частью навигационного оборудования. Оснащение судна навигационным оборудованием происходит комплексно, поэтому выбор гирокомпаса или компаса другого вида следует осуществлять исходя из общего представления о том, какого рода судовое оборудование будет служить на борту.

Гирокомпасы в компании «Маринэк»

Компания «Маринэк» занимается комплексным оснащением судов всеми видами оборудования, а также дооснащением и переоснащением, включая все этапы взаимодействия, от разработки проекта до монтажа, пусконаладки и последующего технического обслуживания. Обращаясь в «Маринэк», вы получаете не только гирокомпас, судовое оборудование или отдельную услугу, а весь комплексный сервис по оснащению плавсредства всем необходимым исходя из его назначения.

Минусы данного способа:
1. Створы не везде встретишь, только в портах или речках.
2. Не всегда есть возможность идти по створам, особенно когда судно управляется по рекомендациям лоцмана.

Определение поправки гирокомпаса гирокомпаса

Гирокомпас относится к навигационным устройствам мостика судна и ежедневно используется для управления кораблем, обнаружения позиции и слежением за курсом. Но в зависимости от скорости судна,
курса и координат возникают неточности в показанных гирокомпасом данных. Чтобы избавиться от неточных данных прибора используются расчеты на поправки гирокомпаса.

Метод 1. По створам

Один из популярных способов определения поправки устройствапо створам. Движемся в сторону створ, изменяем и держим курс так чтобы створы были друг за другом, на одной линии. Держим курс примерно 1-2 минуты для лучшей достоверности полученных данных и снимаем курс с гирокомпаса. Полученный курс минус рекомендованный курс на навигационной карте будет равен погрешности гирокомпаса.

Минусы данного способа:
1. Створы не везде встретишь, только в портах или речках.
2. Не всегда есть возможность идти по створам, особенно когда судно управляется по рекомендациям лоцмана.

Метод 2. По пеленгам трех объектов на карте.

При навигации рядом с берегом можно попробовать данный способ.

  • Находим 3 визуальных объекта на берегу. Так же можно использовать платформы.
  • Снимаем координаты судна по GPS и наносим на карту. В электронной карте все уже сделано за вас.
  • Берем пеленг на все 3 объекта и рисуем их на карте от позиции судна.
  • От объектов на карте чертим обратный пеленг в сторону судна.
  • Сумма разницы всех трех пеленгов делим на 3 и получаем поправку гирокомпаса.

Данный способ хорош, но придется снимать пеленги и координаты судна очень быстро, чтобы поправки вышли максимально точными.

Метод 3. Определение поправки гирокомпаса по солнцу, звёздам, луне и полярной звезде.

Определение поправки гирокомпаса по небеным светилам занимает чуть больше времени, поэтому чтобы вам не читать мутату, советую посмотреть следующие ролики, которые помогут разобраться как определять поправки гирокомпаса по небесным объектам.

Самый быстрый способ расчета поправки гирокомпаса будет сравнение данных с другим гирокомпасом, поправка которого известна.

Плюсы и минусы гирокомпаса

Преимущества:
1. Всегда показывает истинный Северный полюс земли.
2. Имеет несколько репитеров.
3. Может быть подключен к радару, авторулевому, эхолоту, электронной карте.
4. Не использует магнитные поля земли для получения данных.
5. Значения не будут искажены от внешних элементов как магнит, металл и т.д.

Недостатки:
1. Зависим от электричества.
2. Если показания гирокомпаса были сбиты, то потребуется время для настройки гирокомпаса. Если показания были сбиты на 20 градусов, то потребуется 5-6 часов для восстановления.

Судоводители каждый день используют гирокомпас для навигации в морях и реках.

Задумывались ли вы, как бы изменилась безопасность в море, если бы корабли все еще ходили по магнитным компасом?

Вам было полезно?

Средняя оценка 4.2 / 5. Количество оценок 13

Рис. 182. Гирокомпас «Амур». альных устройств, часть
1 — блок питания; 2, 5, 6 — репитеры; 3 — основной прибор;4 — курсограф. гирокомпаса (Д ГК)

Принцип работы гирокомпаса

Принцип работы гирокомпаса основан на использовании следующих свойств быстро вращающегося тела — гироскопа:


На работу гирокомпаса оказывают влияние скорость судна, маневрирование, качка, широта места и т.д. Часть этих погрешностей устраняется при помощи специальных устройств, часть учитывается поправкой гирокомпаса (Δ ГК).

Рис. 182. Гирокомпас «Амур». альных устройств, часть
1 — блок питания; 2, 5, 6 — репитеры; 3 — основной прибор;4 — курсограф. гирокомпаса (Д ГК)

Работа (показания) гирокомпаса постоянно (особенно при каждом изменении курса) контролируется путем сличения курсов с магнитным компасом. В комплект гирокомпаса входят: основной компас; приборы управления, контроля и питания; приборы курсоуказания ( рис. 182 ).

Недостатки : сложность конструкции и потребность в электрическом токе.

Поскольку РК-2306 наряду с решением типовой задачи местоопределения (координаты, высоту, время, дату, скорость и путевой угол) выдает и угловые данные судовым системам, это позволяет решать ряд технологических задач, таких, как:

Безопасность судовождения является одним из главных условий успешной работы водного транспорта. Для ее обеспечения на судах имеются различные технические средства судовождения, особое место среди которых занимает компас.

Безотказность компаса как его важнейшее свойство находит отражение в ряде международных нормативных документов (ИМО, ИСО), в которых установлено, что компас является главным указателем курса на судне. Соответственно, ни одно судно не может выйти в море, если не имеет на борту компаса.

Стрелка компаса в месте, не содержащем железа (что так же затрудняет получение высокой точности курсоуказания на современных судах), совпадает с магнитным меридианом и поэтому в зависимости от места снятия показаний с компаса имеет большее или меньшее отклонение. В высоких широтах пользование магнитным компасом для определения направления становится неэффективным. Поскольку магнитный полюс, хотя и очень медленно, меняет свое положение, магнитное склонение должно ежегодно корректироваться

Безусловным преимуществом магнитного компаса является его независимость от наличия питания. В связи с этим, магнитный компас используется в качестве аварийного средства курсоуказания.

Но при маневрировании судна ли других механических возмущений у гирокомпаса возникает инерционная погрешность, которая имеет переменный (периодический), медленно затухающий характер. Величина этой погрешности может достигать нескольких градусов. В связи с вышесказанным, работа гирокомпаса в высоких широтах становится практически невозможной.

К тому же морской гирокомпас все еще достаточно тяжел: в некоторых конструкциях вес гироскопического ротора превышает 25кг. Для нормальной работы гирокомпаса также необходимо устойчивое основание, не испытывающее ускорений и фиксированное относительно земной поверхности, причем скорость его перемещения должна быть пренебрежимо мала по сравнению со скоростью суточного вращения земли на данной широте.

С развитием новых, в том числе и спутниковых навигационных, технологий появилась возможность создания принципиально новых датчиков курса. Эти изделия получили название спутниковых компасов. Этот тип компасов лишен практически всех недостатков магнитных и гироскопических компасов.

В 2007 году был разработан и одобрен российскими морским регистром судоходства и речным регистром «ФАРВАТЕР» РК-2306 ̶ первый в России навигационный компас для гражданского назначения. По международной классификации РК-2306 является устройством дистанционной подачи курса.

Его основным отличием от продукции других производителей – это его мультисистемность. Это означает, что «ФАРВАТЕР» РК-2306 может вырабатывать углы пространственной ориентации от сигналов разных ГНСС ГЛОНАСС и/или GPS . Такое отличие дает дополнительное преимущество: большую защищенность от слабого сигнала приема спутниковой системы, плохого условия приема или наличие помех и снимает основной недостаток спутникового компаса – зависимость от одной спутниковой группировки.

Встроенный в компас процессор обрабатывает данные, получаемые от каждого навигационного приемника, и осуществляет расчет динамически изменяющихся углов пространственной ориентации судна.

Выпускается навигационные компасы с 2-х и 3-х антенной приемной системой с фиксированной базой. При наличии 2-х антенной версии, можно получить только угол курса.

3-х антенная версия РК-2306 , кроме того, позволяет вырабатывать большее количество параметров:

Стандартно навигационные антенны компаса разнесены между собой на расстояние порядка 60 см, что позволяет получать точность определения углов не хуже 0.4 ° , что существенно выше по точности многих других судовых угломерных изделий. При увеличении расстояния между антеннами до 10м можно увеличить точность определения угла до сотых долей градуса.

Поскольку РК-2306 наряду с решением типовой задачи местоопределения (координаты, высоту, время, дату, скорость и путевой угол) выдает и угловые данные судовым системам, это позволяет решать ряд технологических задач, таких, как:

Такт же, как и все приёмоиндикаторы серии «ФАРВАТЕР» РК-2хх6, РК-2306 использует сигналы ГНСС ГЛОНАСС/ GPS / GALILEO / SBAS . В настоящее время соотношение цена/качество нашего комплекса не уступает, а во многих случаях и превосходит аналогичные по точности образцы зарубежного производства. При этом зарубежные аналоги, как правило, используют сигналы только глобальной навигационной спутниковой системы GPS.

Судовой компас РК-2306 имеет в своем составе приемники с 24 универсальными каналами, которые позволяют обрабатывать сигналы спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США). После ввода в эксплуатацию европейской системы GALILEO, РК-2306 сможет обрабатывать сигналы и этой ГНСС, осуществив лишь замену внутреннего программного обеспечения навигационных приемников.

Устройство дистанционной подачи курса (УДПК) ГНСС ГЛОНАСС/GPS «ФАРВАТЕР» РК-2306 предназначен к использованию на морских и речных судах для круглосуточного всепогодного определения навигационных параметров движения по открытым для потребителей радиосигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS.

УДПК вырабатывает следующие навигационные параметры:

Указанные параметры отображаются в нескольких формулярах, которые переключаются пользователем простым поворотом ручки селектора. Указанные формуляры разрабатывались таким образом, чтобы обеспечить максимальную информативность и удобство.

Система обеспечивает сопряжение с внешними системами по протоколу NMEA-0183 (IEC 61162). Имеется встроенная система диагностики целостности навигационного поля, исправности основных компонент аппаратуры.

УДПК «ФАРВАТЕР» РК-2306 соответствует всем международным и национальным требованиям, предъявляемым к аппаратуре данного назначения.

  • Функция автоматического исправления ошибок скорости
  • Функция цифровой обработки сигналов
  • Быстрый последовательный выход данных (IEC611 -2)
  • Наличие 9 репитеров (включая Auto Pilot).
  • Встроенная функция запуска таймера
  • Совместимость с NMEA 0183
  • Совместимость с IBS
  • Низкое энергопотребление
  • Длительный срок службы
  • Время приведения в меридиан — не более 4 часов.

Питание — 100/110/115/220 В Переменного тока / 24 В Постоянного тока
Потребление — до 290 Вт
Диапазон рабочих температур — -10°С + 50°С

Tokyo Keiki TG-8000 – это один из самых недорогих безжидкостных гирокомпасов, который разработан на основе предыдущей модели TG-6000. Высокая скорость отработки составляет около 75°/сек., при погрешности до 0.3&deg, что позволяет качественно установиться на меридиан. Гирокомпас Tokyo Keiki TG-8000 полностью соответствует требованию Правил по оборудованию морских судов, Резолюции ИМО и Техническому регламенту о безопасности объектов морского транспорта.

TG-8000 сертифицирован Российским Морским Регистром Судоходства.

Основными особенностями гирокомпаса Tokyo Keiki TG-8000 являются:

  • Функция автоматического исправления ошибок скорости
  • Функция цифровой обработки сигналов
  • Быстрый последовательный выход данных (IEC611 -2)
  • Наличие 9 репитеров (включая Auto Pilot).
  • Встроенная функция запуска таймера
  • Совместимость с NMEA 0183
  • Совместимость с IBS
  • Низкое энергопотребление
  • Длительный срок службы
  • Время приведения в меридиан — не более 4 часов.

Конструкция гирокомпаса имеет внешнее расположение датчиков курса, что значительно экономит занимаемое пространство, а также делает модель TG-8000 достаточно удобной для эксплуатации. Более того гидросфера не требует замены поддерживающей жидкости. Благодаря особенностям размещения, гирокомпас позволяет построить системную конфигурацию в зависимости от требований на судне.

Технические характеристики:

  • Питание — 100/110/115/220 В Переменного тока / 24 В Постоянного тока
  • Потребление — до 290 Вт.
  • Диапазон рабочих температур — -10°С + 50°С
  • Программное обеспечение — MCC Ver. 1.13 (Master Compass Unit), SCU Ver. 1.21 (Control Unit)
  • Погрешность — не более 0,3°
  • Время приведения в меридиан — около 240мин.
  • Скорость отработки следящей системы — 75°/с

Сертификат РМРС Tokyo Keiki TG-8000 (1,6 Мб)

Руководство Tokyo Keiki TG-8000 (471 Кб)

Общие характеристики гирокомпасов.

Морские ГК предназначены для определения плоскости истинного меридиана. Гирокомпасы используют для:

— удержания судна на заданном курсе;

— выполнения манйвра курсом;

— визуального пеленгования навигационных ориентиров;

— стабилизации относительно истинного меридиана некоторых судовых антенн, изображения на экране РЛС;

Общие характеристики гирокомпасов.

По конструкции чувствительного элемента (ЧЭ) гирокомпасы бывают одногироскопные и двухгироскопные. На судах транспортного и промыслового флота СССР наибольшее применение получили двухгироскопные гирокомпасы типов «Курс», «Амур».

За счёт маятниковости ЧЭ под действием суточного вращения Земли возникает направляющий момент, приводящий чувствительный элемент в плоскость истинного меридиана. Масляный успокоитель уменьшает погрешность от качки. Способ подвеса ЧЭ – жидкостно-электромагнитный. Система принудительного охлаждения – жидкостная.

Со второй половины 70-х годов на суда начали устанавливать двух-режимные одногироскопные гирокомпасы с электромагнитным управлением типа «Вега». По сравнению с ГК «Курс-4» «Вега» имеет небольшие габариты, два режима работы, в нём используется астатический гироскоп, схема коррекции, исключающая скоростную и широтную погрешности ЧЭ, жидкостно-торсионный подвес, дающий возможность налагать на ЧЭ управляющие и корректирующие моменты. Отсутствует система принудительного охлаждения.

Особенность гирокомпасов с косвенным управлением — возможность их использования в режиме гироазимута, т. е. корректируемого гироскопа направления. Это качество особенно ценно при маневрировании в течение не слишком продолжительных промежутков времени.

Для повышения точности при маневрировании в некоторых гирокомпасных системах производится автоматическое регулирование параметров. Такие гирокомпасы часто называются апериодическими.

Гирокомпасы разделяются также по способу гашения (демпфирования) колебаний (ЧЭ). В применяемых на судах морского флота маятниковых гирокомпасах этот эффект достигается с помощью гидравлического маятника, помещённого внутри ЧЭ, а в гирокомпасах с косвенным управлением — с помощью дополнительного управляющего момента, вырабатываемого по сигналам, поступающим от индикатора горизонта.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 46 ; Нарушение авторских прав

где – ошибка ЛГ в первичном
накопленном измерительном угле из-за непостоянства скорости дрейфа нуля гирокомпаса.
Углы b и a определяются при измерениях проекций местного ускорения свободного падения g на ОЧ акселерометра, совпадающую по направлению с ОЧ гироскопа.
В общем случае выходной сигнал акселерометра в положениях «+» и «–» равен:

ПАУ включает в себя:
· дисплей, где отображаются вводимые оператором данные, служебная информация и результаты измерений;
· клавиатуру, с помощью которой оператор вводит необходимую информацию;
· модуль процессорный CPU-188-5BS, управляющий вводом-выводом и обменом данными с БИ.

В следующей модификации ЛГ 9А184М – размеры блоков и вес уменьшены на 15%, а объем снижен в 1,5 раза. Характеристики 9А184М приведены в табл. 3.

где WЗ =15,04 град/ч – угловая скорость вращения Земли, g – азимут ИО ГК, j – широта места точки измерения, b – угол между ИО ГК и плоскостью горизонта, a – угол между осью, перпендикулярной ИО ГК и плоскостью горизонта.
Выходной сигнал гироскопа состоит из двух составляющих (с учетом масштабного коэффициента):

где – ошибка ЛГ в первичном
накопленном измерительном угле из-за непостоянства скорости дрейфа нуля гирокомпаса.
Углы b и a определяются при измерениях проекций местного ускорения свободного падения g на ОЧ акселерометра, совпадающую по направлению с ОЧ гироскопа.
В общем случае выходной сигнал акселерометра в положениях «+» и «–» равен:

В начальном положении выходной сигнал акселерометра равен:
. (6)

где ао – смещение нуля акселерометра в начальном положении.

Из уравнений (5) и (6) определяем углы b и a:

где Daо = aо+ — aо- – случайная составляющая смещения нуля акселерометра.

Гирокомпас наиболее часто используются в навигационных системах кораблей и судов. Он обладает двумя серьезными преимуществами перед магнитным компасом. Во-первых, гирокомпас указывает направление на географический, а не магнитный полюс Земли. Во-вторых, он намного менее подвержен девиации, чем магнитный компас. Кроме этого, гирокомпас может применяться при решении других задач с использованием принципа гироскопа (например, для наводки орудий боевого корабля).

Гирокомпас — навигационный прибор, указывающий направление на географический полюс, либо азимут выбранной точки наблюдения (например, небесного светила).

Гирокомпас наиболее часто используются в навигационных системах кораблей и судов. Он обладает двумя серьезными преимуществами перед магнитным компасом. Во-первых, гирокомпас указывает направление на географический, а не магнитный полюс Земли. Во-вторых, он намного менее подвержен девиации, чем магнитный компас. Кроме этого, гирокомпас может применяться при решении других задач с использованием принципа гироскопа (например, для наводки орудий боевого корабля).

Создателями современного гирокомпаса считаются Герман Аншютц-Кемпфе ( нем. Hermann Anschütz-Kaempfe ) и Элмер Амброуз Сперри ( англ. Elmer Ambrose Sperry ), практически одновременно запатентовавшие свои разработки.

Гирокомпас работает при температуре окружающего воздуха: в пределах от — 20 до — 40°С. При этом температура поддерживающей жидкости не должна превышать допустимого верхнего предела +58°С

Гирокомпас «Амур»— представляет из себя малогаборитный компас с использованием жидкостного подвеса чувствительного элемента.

Питание гирокомпаса от сети постоянного тока 110/220 В через преобразователь типа АМГ-10 и от сети переменного тока 220/380 В, 50 Гц через преобразователь типа АМГ-202. Точность показаний гирокомпаса на неподвижном основании ±0,3°; на движущемся с постоянными скоростью и курсом судне ± 1,5°.

Расчетный период незатухающих колебаний гирокомпаса = 84,4 мин; фактор затухания 2,5—6,0.

Гарантийный срок работы чувствительного элемента 3000 ч.

Гирокомпас предназначен для установки на судах малого и среднего тоннажа и имеет упрощенную конструкцию.

Основные особенности гирокомпаса «Амур» заключаются в следующем.

Все приборы гирокомпаса размещены в основном приборе компаса со сравнительно небольшими габаритами (высота 110 см, диаметр 50 см).

Агрегат питания и приборы курсоуказания размещаются в соответствии с проектом судна.

Небольшие размеры гирокомпаса позволяют устанавливать его непосредственно в рулевой рубке.

Гирокомпас работает при температуре окружающего воздуха: в пределах от — 20 до — 40°С. При этом температура поддерживающей жидкости не должна превышать допустимого верхнего предела +58°С

В комплект гирокомпаса «Амур» на постоянном токе входят приборы: 1 — блок питания; 2, 5, 6 — репитеры; 3 — основной прибор; 4 — курсограф.

Поставляем ЗиП, отдельные приборы и комплектующие к вышеописанному изделию. Также имеем возможность осуществить поставку гирокомпаса «Гиря» и его периферийных устройств.

Рис. 47. Принципиальная схема маятникового горокомпаса

Определение дирекционного угла стороны гироскопическим способом основано на свойстве главной оси свободного гироскопа сохранять неизменным направление в пространстве и главной оси маятникового гирокомпаса совершать гармонические колебания, положение равновесия которых совпадает с плоскостью меридиана в данной точке.

Рис. 46. Принципиальная схема свободного гороскопа

1 — подшипники оси внешнего кольца; 2 — подшипники оси вращения ротора; 3 — внутреннее кольцо карданова подвеса; 4 — маховик-ротор; 5 — подшипники оси внутреннего кольца; 6 — внешнее кольцо карданова подвеса; 7 — корпус (основание)

Рис. 47. Принципиальная схема маятникового горокомпаса

Свободным гироскопом (рис. 46) называют гироскоп с тремя степенями свободы, центр тяжести чувствительного элемента (ЧЭ), гиромотора и кардановых колец, которого совпадает с точкой пересечения трех осей — точкой подвеса О, а суммарный момент трения по осям равен нулю. Массивный маховик-ротор 4 подвешен в двух кардановых кольцах — внутреннем 3 и внешнем 6, составляющих карданов подвес, обеспечивающий три степени свободы вокруг трех взаимно перпендикулярных осей:

  • вращение ротора в подшипниках 2 вокруг главной оси X;
  • вращение ротора с внутренним кардановым кольцом в подшипниках 5 вокруг горизонтальной карданной оси У;
  • вращение ротора с обоими кольцами в подшипниках 1 вокруг карданной оси 2.

За положительное направление оси X принимают конец оси, при наблюдении которого вращение ротора направлено против часовой стрелки. Ось свободного гироскопа, ротор которого вращается (

20ООО ÷ 30ООО об/мин), обладает устойчивостью, т. е. способностью сохранять неизменным первоначальное направление в пространстве (независимо от вращения основания).

где P и l — внешняя сила и плечо силы (расстояние от точки подвеса до точки приложения силы); i и Ω- главный момент инерции и угловая скорость вращения ротора.Угловая скорость прецессии современных свободных гироскопов составляет 0,5—1°/ч и поэтому их применение для ориентирования пока не возможно.

Маятниковый гирокомпас (рис. 47) имеет две полные (относительно осей X и Z) и одну ограниченную (относительно оси Y) степени свободы. В отличие от свободного гироскопа центр тяжести ЧЭ маятникового гирокомпаса с помощью груза Q смещен в точку Q1 вниз по оси. Под действием груза Q ось гирокомпаса X всегда будет стремиться занять положение, параллельное плоскости горизонта.

Действие маятникового гирокомпаса основано на свойствах гироскопа и суточном вращении Земли. Для любой точки поверхности Земли, расположенной на широте φ, например, точки О’ (рис. 48), вектор угловой скорости вращения Земли ω можно представить в виде двух составляющих по двум взаимно перпендикулярным направлениям: линии пересечения плоскостей горизонта и меридиана ω1 и отвесной линии ω2, то:

ω1 = ω cos φ, (1.7.2)

Если ось гироскопа горизонтальна и отклонена на угол α к востоку от плоскости меридиана, то составляющую угловой скорости вращения Земли ω1 можно разложить на составляющие: по карданной оси Y — ω3; по оси X — ω4. Таким образом:

ω3 = ω cos φ sin φ, (1.7.3)

ω4 = ω cos φ cos α,

Мн = Нω cosφ sinα (1.7.4)

Схема маятникового гирокомпаса успешно применяется во всех маркшейдерских гирокомпасах.

Источники
Источник — http://vijivaka.com/orienting/po-kompasu/girokompas.html
Источник — http://seacomm.ru/dokumentacija/11757/
Источник — http://sea-journal.ru/girokompas-ot-teorii-k-praktike/
Источник — http://www.katera-lodki.ru/girokompas
Источник — http://www.marcomm.ru/print/UID_94.html
Источник — http://alarm-rns.ru/oborudovanie-rechnogo-flota/girokompas/girokompas-tokyo-keiki-tg-8000/
Источник — http://lektsii.com/1-96563.html
Источник — http://www.electronics.ru/journal/article/820
Источник — http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%93%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D1%81
Источник — http://petroslav.ru/amur
Источник — http://coalguide.ru/giroskopicheskoe-orientirovanie/578-svobodnyj-giroskop-i-mayatnikovyj-girokompas/

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Как Это Работает?
Добавить комментарий