Какие проекторы стоят в кинотеатрах? — спросите вы. Описанные устройства могут использоваться как дома, так и профессиональных залах. Достаточно внести необходимые параметры, чтобы получить реалистичную картинку и высокое HD качество.
Демонстрация фильмов в кинотеатре предполагает высокие требования к устройству воспроизведения цифрового сигнала. Картинка должна быть действительно живой, натуральной, насыщенной цветами. Чтобы разобраться, какие проекторы используют в кинотеатрах, необходимо знать основные технические стандарты, предъявляемые к оборудованию. Регламентирует параметры соответствия проекторов для публичной демонстрации цифровых фильмов международный DCI стандарт.
Звук
В этом материале мы расскажем о современных российских кинотеатрах, осуществляющих коммерческие показы с кинопленки или с помощью цифровой проекции, имеющих многоканальный звук и уютный зал. Кстати, кинотеатры у нас давно не строят, их, словно гарнитур в кухню, встраивают в крупные торговые центры, нередко уже существующие. К тому же многозальность и малая вместимость отдельно взятого зала — еще одно отличие кинотеатра современного.
Свет
В годах на смену лампам накаливания и угольным дугам пришли ксеноновые лампы. Выбор этого газа в качестве наполнителя лампы не случаен — спектр свечения ксенона близок к спектру дневного света. Иной стала и конструкция ОПС — лампы сейчас занимают не вертикальное, а горизонтальное положение, благодаря чему световой поток при использовании лампы той же мощности увеличился. В кинотеатрах устанавливают проекторы со световым потоком от 7000 до 20 000 люмен.
Звук
Отсутствие таблички «Dolby Digital» на входе в кинотеатр больше не означает, что в зале нет многоканального звука. Этот формат стал нормой, вот его и не указывают. Ведь и на телевизорах уже давно не пишут «цветной». В формате Dolby Digital сигнал записан блоками между перфорациями кинопленки. Большинство фильмокопий, выпускаемых отечественными лабораториями, содержат одновременно и аналоговую звуковую дорожку Dolby SR и цифровую Dolby Digital.
Цифровой сигнал поступает на вход процессора, который декодирует его и подает на усилители. Система позволяет восстанавливать без потери качества до четырех идущих подряд утраченных цифровых блоков (то есть целый кадр). Если утрачен более значительный участок фонограммы, процессор автоматически переключается на сигнал Dolby SR и ждет восстановления потока цифровых данных. Таким образом, аналоговая система записи звука по-прежнему необходима, она выполняет функцию резервной.
Кадр
Что касается форматов кадра, используемых в современных кинотеатрах, то их можно разделить на две группы: широкоэкранные кашетированные (соотношение сторон 1,85:1 и 1,66:1) и широкоэкранный анаморфированный (соотношение сторон 2,35:1). Форматы 2,35:1 и 1,85:1 наиболее распространены, отсюда и наличие в проекторах двух объективов — анаморфотного и обычного (1,85:1), с двумя-тремя форматными рамками.
Форматы кадра | |
---|---|
Анаморфированное кино снимают кинокамерой с анаморфотной насадкой на объективе. Оптическая система уменьшает (сжимает) изображение по горизонтали в два раза. На снятом таким образом кадре картинка выглядит искаженной, вытянутой. Однако при демонстрации кино оптическая насадка, установленная на объективе проектора, растягивает изображение по горизонтали также в два раза. Таким образом, картинка полностью восстанавливается. Из всех широкоэкранных форматов этот имеет наибольшее поле кадра, а соответственно, и информационную емкость. Кашетированный же кадр ужасно нерационален, поскольку изображение в нем занимает чуть более половины возможной высоты, тогда как остальная часть остается незадействованной. В то же время «каше» прекрасно вписывается в широкое экранное поле. |
Процитируем пост с одного форума: «Ходили с друзьями на «Золотой век», и что вы думаете — рекламу прокрутили на всю ширину экрана, а как до фильма дело дошло, так срезали половину! Что за неуважение? На таком экране я и дома мог его посмотреть! Как это объяснит мне администрация?!» Или вот: «А что творится с экранами в «Каро» на «Пионерской»? У них вечно изображение не помещается на весь экран!»
Цифровые кинотеатры
Цифровое оборудование везде и всюду вытесняет аналоговое, однако имеющиеся в наших кинотеатрах цифровые проекторы показывают классические фильмы вовсе не лучше пленочных, а вдобавок очень дороги и не упрощают работу обслуживающего персонала. Но у кинотеатров нет сегодня другой возможности показывать объемное кино, а оно весьма популярно у зрителей.
Еще два года назад в залах с техникой можно было посмотреть так называемое красно-синее кино, для демонстрации которого не требовалось ровным счетом ничего, кроме стандартного кинопроектора и одноразовых картонных очков. Но качество стереоизображения, получаемого таким способом, было настолько низкое, что отечественные прокатчики решили полностью отказаться от анаглифических фильмов.
Пленочное стереокино теперь крутят только в нескольких чудесным образом уцелевших кинотеатрах-аттракционах канадской сети IMAX. Но и этот гигант, с гигантским же форматом кадра, с 2008 года взял курс на цифровую проекцию.
Технология нулей и единиц
Западная киноиндустрия сейчас полностью сосредоточилась на выпуске стереокартин в цифровом формате. Технология нулей и единиц значительно удешевляет тиражирование и распространение копий. Проекция обычных (2D) лент осуществляется со стандартной для кинематографа частотой 24 кадра в секунду. В случае показа стереофильма (3D) частота удваивается, и кадры стереопары попеременно проецируются на экран.
В основе девяти из десяти цифровых кинопроекторов лежат три 2K Texas Instruments, и только в продукции компании Sony используется жидкокристаллическая технология 4K SXRD. Модельный ряд цифровых проекторов любого производителя представляет собой устройства, отличающиеся друг от друга главным образом значением светового потока.
Посторонним вход запрещен
Чтобы подлинно кинотеатральные аппараты, отвечающие строгим требованиям DCI отделить, от проекторов другого назначения, им дали название а все прочие отнесли к категории E-Cinema. Ни один бытовой проектор не сможет воспроизвести настоящий цифровой фильм без специального разрешения из Голливуда. Все проекторы находятся под строгим контролем производителей и дистрибьюторов кинокартин.
Ключи и фильмы
Цифры в пользу «Цифры»
В то же время, учитывая, что угол поля зрения при просмотре широкоэкранной ленты в кинотеатре составляет около 70°, а разрешающая способность зрительного анализатора человека в условиях кинотеатра не превышает двух угловых минут, выходит, что реальная пленочная картинка не дотягивает до желаемого результата в 2100 горизонтальных элементов.
В соответствии с теоремой Котельникова (или критерием Найквиста) для передачи требуемого количества элементов изображения (пикселов) без искажений кинематографическая система должна иметь 2×2100 элементов дискретизации. Тогда идеальным для существующей в мире системы построения кинозалов (35 мм) было бы разрешение кинопроектора 4096×2160 пикселов, так называемые 4K. Собственно, спецификация DCI и предусматривает два значения разрешающей способности для цифрового кинооборудования — 2K и 4K.
Качество
И поскольку качество кинопоказа сегодня никто, кроме зрителя, не контролирует, выбирайте «цифру», даже если интересующий вас фильм снят не в 3D. Она, по крайней мере, избавляет от влияния столь значимого в последнее время человеческого фактора.
Журнал DVDxpert — компас в мире Hi-Fi и High End техники и другой Stereo и Home Cinema аппаратуры.
Один из самых главных плюсов лазерных видеопроекторов – это возможность проецировать картинку на экраны огромных размеров.
LCoS (SXRD, R3LCD, D-ILA)
Разработчикам этой технологии удалось добиться устранения всех недостатков предыдущих моделей видеопроекторов. При этом все самые положительные их качества удалось сохранить и улучшить.
Здесь изображение формируется, как и в 3LCD-проекторах, путем прохождения лучей через матрицы. Однако проходят они не на просвет, а отражаются от слоя из зеркал, как в DLP-моделях. Элементы управления пикселями находятся на этом зеркальном слое за пикселями, которые расположены вплотную друг к другу. Это позволяет избавиться от радужного эффекта и повысить качество изображения.
Конечно, минусы у данной технологии есть. Главный из них – высокая цена. LCoS-проекторы стоят значительно дороже аналогичных DLP и 3LCD-моделей, обладающих теми же, а иногда и более высокими характеристиками. Поэтому эти проекторы в настоящее время используются только профессионалами для созданий качественных презентаций и инсталляций.
Начнем мы разбираться с основного вопроса:
С проектором мы получили примерное понимание, теперь необходимо подобрать и подготовить помещение для нашего кинотеатра. Если мы говорим о кинотеатре, то в идеале наше помещение должно быть: прямоугольное, затемненное, с хорошей звукоизоляцией стен, пола и потолка.
В случае, если в помещении неразборный потолок и в дальнейшем планируется «апгрейд» вашего кинотеатра, от проектора к экрану прокладывается HDMI или VGA кабель, UTP кабель (витая пара). Также от усилителя к проектору рекомендуется проложить 1 UTP кабель и к экрану один электрический кабель.
Звукоизоляция может быть выполнена: специальной звукопоглощающей штукатуркой, звукопоглощающими панелями, звукоизоляцией за гипсокартоном, панелями из специальной ткани. Если при отделке помещения используется гипсокартон, то металлические профили желательно укладывать через резиновый демпфер.
Принцип работы простой: один пиксел изображения соответствует одному микрозеркалу. Чем больше разрешение изображения, тем больше необходимо микрозеркал и тем больше размер микросхемы. В положении «включено» отраженный от микрозеркала свет попадает в объектив, в положении «выключено» — в ловушку (рис. 3). Такая технология называется Digital Light Processing (DLP) — цифровая обработка света, потому что зеркало, как и любой цифровой сигнал, имеет только два состояния: «0» и «1».
DLP-технология одна, а DLP-устройств много
Условно всю DLP-технику можно разделить на проекторы (классы 1 — 3) и специализированные устройства (классы 4 — 5).
Знать класс устройства очень важно, так как многие недостатки и достоинства технологии относятся не ко всем DLP-проекторам, а лишь к отдельным классам. Далее в статье под DLP-проекторами имеются в виду только аппараты 1-го класса, если специально не оговорено иное.