Статьи — Локус — комплексные поставки для линий электропередачи

Содержание

Как определить напряжение ЛЭП

Многие люди даже и не задумываются над этим вопросом. Ведь чаще всего рядового гражданина интересует электричество внутри дома, а внешними линиями (ЛЭП), как он думает, должны заниматься специалисты.

Умение распознать напряжение ЛЭП

Многие люди даже и не задумываются над этим вопросом. Ведь чаще всего рядового гражданина интересует электричество внутри дома, а внешними линиями (ЛЭП), как он думает, должны заниматься специалисты. Но важно учесть каждому, что незнание простых различий между воздушными линиями электропередач (ВЛ) может стать причиной увечий или даже смерти человека.

Безопасное для здоровья расстояние от ЛЭП до человека

Существуют стандартные нормы техники безопасности, согласно которым минимально допустимое расстояние человека к токоведущим частям должно быть следующим:

  • 1-35кВ – 0,6м;
  • 60-110кВ – 1,0м;
  • 150кВ – 1,5м;
  • 220кВ – 2,0м;
  • 330кВ – 2,5м;
  • 400-500кВ – 3,5м;
  • 750кВ – 5,0м;
  • 800*кВ – 3,5м;
  • 1150кВ – 8,0м.

Нарушение этих правил смертельно опасно.

ЛЭП и санитарные зоны

Начиная какую-либо деятельность вблизи ЛЭП нужно учесть и установленные санитарно-контрольные зоны. В таких местах действуют множество ограничений. Запрещено:

  • проводить ремонт, демонтаж и строительство любых объектов;
  • препятствовать доступу к ЛЭП;
  • размещать вблизи стройматериалы, мусор и т.д.;
  • разжигать костры;
  • организовывать массовые мероприятия.

Пределы санитарно-контрольной зоны следующие:

  • ниже 1кВ – 2м (по обеим сторонам);
  • 20кВ – 10м;
  • 110кВ – 20м;
  • 500кВ – 30м;
  • 750кВ – 40м;
  • 1150кВ – 55м.

Может ли обычный человек визуально определить напряжение ЛЭП?

Некоторые отклонения возможны, но в большинстве случаев, учитывая определенные параметры, можно вполне легко определить напряжение ЛЭП по внешнему виду.

В зависимости от вида изолятора

Основное правило здесь: «Чем мощнее ЛЭП, тем больше изоляторов вы увидите на гирлянде».

Рис. 1 Внешние изоляторы ЛЭП 0,4 кВ, 10 кВ, 35 кВ

Наиболее распространенные изоляторы ВЛ-0,4кВ. На вид они небольшого размера, обычно из стекла либо фарфора.

ВЛ-6 и ВЛ-10 на вид той же формы, но размером значительно больше. Помимо штыревого крепления, иногда используют данные изоляторы наподобие гирлянд по одному/двум образцам.

На ВЛ-35кВ в основном монтируют подвесные изоляторы, хотя иногда встречаются еще штыревые. Гирлянда состоит из трех-пяти экземпляров.

Рис. 2 Изоляторы типа гирлянд

Изоляторы типа гирлянд свойственны исключительно для ВЛ-110кВ, 220кВ, 330кВ, 500кВ, 750кВ. Количество образцов в гирлянде следующее:

  • ВЛ-110кВ – 6 изоляторов;
  • ВЛ-220кВ – 10 изоляторов;
  • ВЛ-330кВ – 14;
  • ВЛ-500кВ – 20;
  • ВЛ-750кВ – от 20.

В зависимости от количества проводов

  • ВЛ-0,4 кВ свойственно число проводов: для 220В – два, для 330В – 4 и больше.
  • ВЛ-6, 10кВ – только три провода на линии.
  • ВЛ-35кВ, 110кВ – для отдельной ступени свой одиночный провод.
  • ВЛ-220кВ – для каждой ступени используется один толстый провод.
  • ВЛ-330кВ – в фазах по два провода.
  • ВЛ-500кВ – ступени осуществляются за счет тройного провода наподобие треугольника.
  • ВЛ-750кВ – для отдельной ступени 4-5 проводов в виде квадрата или кольца.

В зависимости от вида опор

Рис. 3 Типы опор высоковольтных линий

Сегодня в качестве опор для линий электропередач напряжением 35-750 кВ наиболее часто используют железобетонные стойки СК 26.

  • Для ВЛ-0.4 кВ стандартно используют одинарную опору из дерева.
  • ВЛ-6 и 10 кВ – опоры деревянные, но уже угловой формы.
  • ВЛ-35 кВ – бетонные или металлические конструкции, реже деревянные, но также в виде строений.
  • ВЛ-110 кВ – железобетонные или смонтированные из металлоконструкций. Деревянные опоры встречаются очень редко.
  • ВЛ свыше 220 кВ бывают только из металлоконструкций или железобетонные.

Если же у вас есть намерение проводить на определенном участке какие-либо серьезные работы, и вы сомневаетесь в защитной зоне ЛЭП, то надежнее будет обратиться за информацией в энергетическую компанию вашего населенного пункта.

Рекомендовано к прочтению:

  • Безопасное расстояние от ВЛ до жилого дома
  • Изготовление и применение стоек СК 26
  • Расчет железобетонных перемычек

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего канала. Конечно, каждый опытный электрик без труда определит, на какой класс напряжения рассчитана та или иная линия электропередач, поэтому для уважаемых экспертов она (статья) будет не совсем интересна. Да и обычный читатель может задаться вопросом: А мне, зачем это знать?

Так вот данный материал будет очень полезен рыбакам, охотникам, любителям запускать воздушных змеев и тому подобное для вашей же безопасности. Ведь каждый из нас должен знать каково безопасное расстояние от работающей ЛЭП. И вот в этом случае и пригодится информация, написанная в этой статье.

Нормативные документы и допустимые расстояния

В первую очередь давайте заглянем в правила охраны труда при эксплуатации электроустановок и найдем там таблицу под №1, где четко прописаны предельно допустимые расстояния до токоведущих частей электроустановок, находящихся под напряжением.

Теперь вы знаете предельно допустимые расстояния. Осталось понять, как по внешнему виду определить класс напряжения. Этим сейчас и займемся.

Определяем по изоляторам и количеству проводов

Наиболее простым и наглядным способом является определение класса напряжения по типу изоляторов. И начнем мы с вами с ЛЭП, рассчитанных на 0,4 кВ (400 Вольт). Такие линии вы найдете абсолютно в любом населенном пункте, где есть электричество.

В этом случае изоляторы (всегда штыревого типа) самые маленькие по размеру и бывают как стеклянными, так и фарфоровыми.

При этом количество проводов на опоре минимум четыре. Кроме этого, сейчас идет активная модернизация сетей, и начинают активно использовать СИП (самонесущий изолированный провод), и с ним ЛЭП 0,4 кВ приобретает следующий вид:

Итак, двигаемся дальше.

ВЛ 6-10 кВ

Следующим классом напряжения являются ЛЭП 6-10 кВ. Чисто визуально невозможно различить, какая линия относится к классу напряжения 6 кВ, а какая к классу напряжения 10 кВ. Поэтому будем рассматривать их вместе.

В данном случае изоляторы также штыревого типа, но при этом они намного крупнее в сравнении с изоляторами на ЛЭП 0,4 кВ, а на поворотных опорах уже можно наблюдать подвесные изоляторы. Изготовлены изоляторы также из стекла или фарфора. А на таких опорах вы уже будете наблюдать всего три провода.

При этом допустимое расстояние равно 0,6 метра. Так же с целью экономии довольно часто можно наблюдать совместный подвес проводов 0,4 кВ и 10 кВ, который выглядит так:

При этом охранная зона такой линии равна 10 метрам.

ВЛ 35 кВ

На ЛЭП, рассчитанные на класс напряжения 35 кВ, уже применяются подвесные изоляторы (но в некоторых случаях можно встретить и штыревые, но больших габаритов). При этом их количество в гирлянде варьируется от 3 до 5 штук. Количество проводов три штуки на опоре. Такие линии нечасто встретишь в черте города, в основном они заканчиваются на узловых (или тупиковых) подстанциях.

При этом допустимое расстояние до токоведущих частей все также 0,6 метра. А охранная зона уже 15 метров.

ВЛ 110 кВ

В таком типе ЛЭП используются уже исключительно подвесные изоляторы, собираемые в гирлянду в количестве 6 штук.

Уже в этом случае минимально допустимое расстояние до токоведущих частей увеличивается до 1 метра, а охранная зона составляет 20 метров.

ВЛ 150 кВ

Число подвесных изоляторов в одной гирлянде от 8 до 9 штук. Минимально допустимое расстояние равно уже 1,5 метра.

ВЛ 220 кВ

В таких ЛЭП применяются различные конструктивные решения, и количество изоляторов в гирлянде может варьироваться от 10 до 40 штук (по 20 в одной группе). Охранная зона для таких линий уже равна 25 метрам, а минимально допустимое расстояние до токоведущих частей уже два метра.

Высоковольтные линии, у которых одна фаза передавалась по одному проводу, закончились, далее количество проводов на одну фазу будет увеличиваться.

ВЛ 330 кВ

На ЛЭП данного класса напряжения количество изоляторов в одной гирлянде минимум 14 штук, а на одну фазу приходится уже два проводника. При этом охранная зона ВЛ возросла до 30 метров, а минимально допустимое расстояние уже равно 3,5 метра.

ВЛ 500 кВ

В этом случае количество изоляторов в одной гирлянде начинается от 20 штук. Уже фаза расщепляется на три проводника, а охранная зона сопоставима с ВЛ 330 кВ и равна 30 метрам.

ВЛ 750 кВ

В таких линиях количество изоляторов в одной гирлянде начинается от 20 изоляторов. Но при этом каждая фаза расщепляется на четыре или пять проводов, которые соединяются либо квадратом, либо кольцом.

При этом охранная зона равна 40 метрам, а минимально допустимое расстояние равно уже пяти метрам.

ВЛ 1150 кВ

В России была также построена линия Итат – Барнаул – Экибатуз – Кокшетау – Костанай – Челябинск. Большая ее часть территориально расположена на территории Казахстана. Общая протяженность линии 2344 км (по Казахстану проходит 1421 км линии).

Но на расчетное напряжение линия никогда не работала и сейчас питается от ПС 500 «Челябинская». Уникальный проект, разработанный в СССР, оказался невостребованным.

Важно. Россия – это необъятная страна, поэтому в различных климатических (а также экономических) зонах применялись разные инженерные решения. Поэтому полностью полагаться только на количество изоляторов при определении класса напряжении линии нельзя.

Заключение

Это все, что хотелось сказать о том, как по внешнему виду определить класс напряжения высоковольтной линии. Хочется добавить, что неважно, какая перед вами линия 10 кВ или 750 кВ. Придерживайтесь одного важного правила: чем дальше от линии, тем в большей безопасности вы находитесь.

Понравился материал? Тогда оцениваем материал и подписываемся на канал, чтобы не пропустить еще больше полезных выпусков. Спасибо за внимание!

Как определить напряжение ЛЭП

Многие люди даже и не задумываются над этим вопросом. Ведь чаще всего рядового гражданина интересует электричество внутри дома, а внешними линиями (ЛЭП), как он думает, должны заниматься специалисты.

Умение распознать напряжение ЛЭП

Многие люди даже и не задумываются над этим вопросом. Ведь чаще всего рядового гражданина интересует электричество внутри дома, а внешними линиями (ЛЭП), как он думает, должны заниматься специалисты. Но важно учесть каждому, что незнание простых различий между воздушными линиями электропередач (ВЛ) может стать причиной увечий или даже смерти человека.

Безопасное для здоровья расстояние от ЛЭП до человека

Существуют стандартные нормы техники безопасности, согласно которым минимально допустимое расстояние человека к токоведущим частям должно быть следующим:

  • 1-35кВ – 0,6м;
  • 60-110кВ – 1,0м;
  • 150кВ – 1,5м;
  • 220кВ – 2,0м;
  • 330кВ – 2,5м;
  • 400-500кВ – 3,5м;
  • 750кВ – 5,0м;
  • 800*кВ – 3,5м;
  • 1150кВ – 8,0м.

Нарушение этих правил смертельно опасно.

ЛЭП и санитарные зоны

Начиная какую-либо деятельность вблизи ЛЭП нужно учесть и установленные санитарно-контрольные зоны. В таких местах действуют множество ограничений. Запрещено:

  • проводить ремонт, демонтаж и строительство любых объектов;
  • препятствовать доступу к ЛЭП;
  • размещать вблизи стройматериалы, мусор и т.д.;
  • разжигать костры;
  • организовывать массовые мероприятия.

Пределы санитарно-контрольной зоны следующие:

  • ниже 1кВ – 2м (по обеим сторонам);
  • 20кВ – 10м;
  • 110кВ – 20м;
  • 500кВ – 30м;
  • 750кВ – 40м;
  • 1150кВ – 55м.

Может ли обычный человек визуально определить напряжение ЛЭП?

Некоторые отклонения возможны, но в большинстве случаев, учитывая определенные параметры, можно вполне легко определить напряжение ЛЭП по внешнему виду.

В зависимости от вида изолятора

Основное правило здесь: «Чем мощнее ЛЭП, тем больше изоляторов вы увидите на гирлянде».

Рис. 1 Внешние изоляторы ЛЭП 0,4 кВ, 10 кВ, 35 кВ

Наиболее распространенные изоляторы ВЛ-0,4кВ. На вид они небольшого размера, обычно из стекла либо фарфора.

ВЛ-6 и ВЛ-10 на вид той же формы, но размером значительно больше. Помимо штыревого крепления, иногда используют данные изоляторы наподобие гирлянд по одному/двум образцам.

На ВЛ-35кВ в основном монтируют подвесные изоляторы, хотя иногда встречаются еще штыревые. Гирлянда состоит из трех-пяти экземпляров.

Рис. 2 Изоляторы типа гирлянд

Изоляторы типа гирлянд свойственны исключительно для ВЛ-110кВ, 220кВ, 330кВ, 500кВ, 750кВ. Количество образцов в гирлянде следующее:

  • ВЛ-110кВ – 6 изоляторов;
  • ВЛ-220кВ – 10 изоляторов;
  • ВЛ-330кВ – 14;
  • ВЛ-500кВ – 20;
  • ВЛ-750кВ – от 20.

В зависимости от количества проводов

  • ВЛ-0,4 кВ свойственно число проводов: для 220В – два, для 330В – 4 и больше.
  • ВЛ-6, 10кВ – только три провода на линии.
  • ВЛ-35кВ, 110кВ – для отдельной ступени свой одиночный провод.
  • ВЛ-220кВ – для каждой ступени используется один толстый провод.
  • ВЛ-330кВ – в фазах по два провода.
  • ВЛ-500кВ – ступени осуществляются за счет тройного провода наподобие треугольника.
  • ВЛ-750кВ – для отдельной ступени 4-5 проводов в виде квадрата или кольца.

В зависимости от вида опор

Рис. 3 Типы опор высоковольтных линий

Сегодня в качестве опор для линий электропередач напряжением 35-750 кВ наиболее часто используют железобетонные стойки СК 26.

  • Для ВЛ-0.4 кВ стандартно используют одинарную опору из дерева.
  • ВЛ-6 и 10 кВ – опоры деревянные, но уже угловой формы.
  • ВЛ-35 кВ – бетонные или металлические конструкции, реже деревянные, но также в виде строений.
  • ВЛ-110 кВ – железобетонные или смонтированные из металлоконструкций. Деревянные опоры встречаются очень редко.
  • ВЛ свыше 220 кВ бывают только из металлоконструкций или железобетонные.

Если же у вас есть намерение проводить на определенном участке какие-либо серьезные работы, и вы сомневаетесь в защитной зоне ЛЭП, то надежнее будет обратиться за информацией в энергетическую компанию вашего населенного пункта.

Рекомендовано к прочтению:

  • Безопасное расстояние от ВЛ до жилого дома
  • Изготовление и применение стоек СК 26
  • Расчет железобетонных перемычек

Линии 0. 4 кВ или 380 В

Обычно это невысокие столбы, часто деревянные, 4 тоненьких провода, небольшие белые фарфоровые изоляторы без ребер. Три провода образуют одну трёхфазную цепь, четвертый провод — нулевой. Это линии электропередач «последней мили», так сказать, от них напрямую питаются дачные дома, коттеджи, разные мелкие потребители в сельской местности. Есть ещё однофазная версия таких ЛЭП, с двумя проводами, ноль и фаза, с напряжением 220 вольт.

Ничего особенного, в общем.

Линии 10/6 кВ

Столбы примерно такие-же как у линий 0. 4 кВ, обычно бетонные, могут быть и деревянные. Провода обычно 3 (одна цепь), изоляторы несколько побольше, зеленые стеклянные, или чёрные фарфоровые, с наличием рёбер. Могут использоваться 2 тарелки в качестве изоляторов.

Линии 10 кВ встречаются чаще, чем вымирающие понемногу 6 кВ. Линии 10 кВ подводят энергию к небольшим поселкам, либо перераспределяют энергию в населённых пунктах покрупнее, к примеру, идут от подстанций 110/10/6 до ТП. Также это именно линии 10 кВ тянуться обычно вдоль железных дорог, используются там для питания устройств СЦБ и от них идут хорошо знакомые ответвления на КТП.

Линии 35 кВ

Встречаются, как правило, только в сельской местности, где питают небольшие подстанции 35/10/6 кВ. В городах вместо них обычно используются линии 110 кВ.

Линии 35 кВ заметно отличаются от 10 кВ — провода сильнее разнесены друг от друга, изоляторы больше, как правило это тарелки в количестве 3-5 штук. Опоры выше, и помимо дерева с бетоном, могут выполняться уже из металлоконструкций, особенно если на опоре более одной цепи.

Линии 110/150 кВ

ЛЭП 110 кВ — наверное, наиболее распространенная разновидность ЛЭП, особенно в городской местности, после 10 кВ, конечно. Можно встретить как в городе, так и за городом, или скорее вообще трудно найти место, где их можно не встретить.

Линии 110 кВ уже начинают производить какое-то впечатление, скажем так, у меня именно с ними ассоциируется аббревиатура ЛЭП в принципе, хотя отличить их от линий 220 кВ порой непросто. Линии 110 кВ, это высокие опоры из металлоконструкций, либо бетона, несущие как правило по 2 цепи (6 проводов), одноцепные тоже встречаются, но реже. Изоляторы всегда тарелки, 6-9 тарелок в гирлянде. Деревянных опор на такое напряжение видеть не приходилось, но они ещё существуют. Каждая фаза на линиях 110 кВ выполнена одним проводом, т. е расщепления фаз не наблюдается.

Линий 110 кВ имеют ощутимо большую охранную зону 20 метров. Присутствует также новый элемент — грозозащитный трос.

Касательно линий 150 кВ, то похоже, в России они — немного экзотика, если вообще существуют. По крайней мере к такому выводу я пришел, изучая карты энергосетей, таблички, и разные подобные документы.

Обычно линии 110 кВ связывают крупные подстанции 220/110 (или выше) с более мелкими 110/10/6, расположенными часто в городской черте. Могут питать тяговые подстанции железной дороги, или, например, мелкие заводы. Выглядят подстанции 110/10/6 кВ например, так:

Одновременно и невзрачно, и завораживающе. Невзрачно — это в сравнении с тем, что будет дальше.

А дальше у нас идут значительно более серьезные вещи…

ЛЭП 220 кВ

По внешним признакам напоминают 110 кВ, но больше, выше, и имеют более длинные гирлянды изоляторов — около 10-20 штук, считать заколебаешься. Есть мнение, что расщепления фаз на таких ЛЭП не бывает, по прежнему 1 фаза, это 1 провод, но мнение это неточное. Опоры всё также из металлоконструкций, значительно реже — бетона.

Встречаются линии 220 кВ значительно реже чем 110 кВ. Связывают, как правило, разные населенные пункты, районы, округи, могут иметь значительную протяженность до нескольких десятков, а то и сотен километров. Как и линии 110 кВ, обычно идут двумя цепями, но одноцепные варианты также имеют место быть. Находясь возле таких линий уже можно услышать отчётливый треск — коронные разряды берут своё.

Охранная зона КВЛ 220 кВ составляет 25 метров.

ЛЭП 330 кВ

Надо сказать, что это не слишком распространённая разновидность линий электропередач, и встретить их можно разве что в Санкт-Петербурге, где на напряжении 330 кВ работает всё энергетическое кольцо, и, может быть, ещё в Крыму.

Внешне сильно напоминают линии 220 кВ, но выглядят несколько более масштабно, и имеют явное расщепление фазных проводов на 2 провода. Изоляторов в гирляндах также около 20.

В Санкт-Петербурге мне посчастливилось целый один раз побывать, поэтому, собственно, вот:

ЛЭП 500 кВ

Вот здесь уже начинаются настоящие монстры, одним своим видом внушающие величие и трепет. ЛЭП 500 кВ — крупные линии, связывающие как правило энергосистемы разных областей, типичная протяженность линии около 200-300 км, хотя бывают и длиннее.

Опоры очень высокие, как правило П-образные или рюмочные, всегда одноцепные. Угловые и натяжительные опоры обычно выполняются тремя отдельными пирамидальными опорами, имеют по 3 гирлянды изоляторов. Присутствует расщепление фаз — 3 провода на фазу, изоляторы состоят в среднем из 30 тарелок на гирлянду. На юге Москвы, кстати, в Бутово, можно найти ЛЭП на 500 кВ, с вертикальным расположением фаз, и расщеплением в 4 провода.

В нашей стране не так много объектов умеют работать на напряжении 500 кВ. Часто (но не всегда), от одной такой подстанции питается один крупный город, например, Новосибирск. Вокруг сурового Челябинска можно насчитать целых 3 такие подстанции, а около необъятной Москвы их уже 10.

Под линиями 500 кВ стоит дьявольский треск, начинает биться током трава и светятся люминисцентные лампы. Что, правда, не мешает в просеках под такие ЛЭП строить дачные участки…

Охранная зона ЛЭП 500 кВ составляет 30 метров.

ЛЭП 750 кВ

Надо сказать, что увидеть такую ЛЭП уже непросто — их довольно мало, но увиденное… Увиденное уже не развидеть…

Опоры 750 кВ в целом похожи на 500 кВ, но почти в 2 раза больше, шире, выше. Часто встречаются опоры на оттяжках, V-образные опоры. Расщепление фаз здесь уже по 5 проводов на фазу (пятиугольником), по верхушкам опор натянуто 2 сдвоенных грозовых троса. Гирлянды изоляторов ещё длиннее, от 40 до 50 тарелок, на натяжительных опорах изоляторы оканчиваются большими кольцами, которые ни с чем не спутаешь.

В нашей стране объекты, имеющие входы/выходы на 750 кВ можно, наверное, пересчитать по пальцам. Среди них, например, ПС «Белый Раст», ПС «Владимирская», Конаковская ГРЭС. К таким объектом относятся многие АЭС — Калининская АЭС, Ленинградская АЭС.

Линии 750 кВ тянуться на огромные расстояния до 400 километров, иногда больше.

Охранная зона ЛЭП 750 кВ — 40 метров. Под такими монстрами дачи уже, похоже, не строят…

ЛЭП 1150 кВ

Пока что вживую не видел, возможно, потому, что линия на такое напряжение в нашей стране только одна. Точнее, в нашу страну из Казахстана от неё заходят два конца: один можно найти где-то в Челябинске, второй около Барнаула, рядом с посёлком Озерки, в виде ПС «Алтай» 500/110/10. Линия эта, кстати, работает теперь на напряжении 500 кВ — проект самой-самой высоковольтной ЛЭП в Советском Союзе так и не взлетел…

Что можно о такой ЛЭП сказать? Грандиозные размеры опор, 8 проводов на фазу, и неимоверно длинные гирлянды изоляторов. Я думаю, это ни с чем не перепутаешь…

Кстати кусочки ЛЭП выглядящие схожим образом есть около ПС «Белый Раст», и где-то около Калуги. Но они если и работают, то тоже на 500 кВ.

Другое

Рассмотрели мы хоть и много, но не все разновидности конструкций, которые имеют права называться линиями электропередач. Есть ещё в нашей стране несколько ЛЭП постоянного тока, и электрификация железнодорожной контактной сети постоянным током (3 кВ) и переменным током (27. 5 кВ в три фазы, либо 55 кВ в одну фазу). Надеюсь, добавлю скоро всё это дело в фотоколлекцию…

Выбор оборудования ЛЭП

Исходя из типа проводов, климатических условий и уровня напряжения выбираем опоры проекта: промежуточные одноцепные ПБ-35-11. 1, концевые КБ-35-11. 1, анкерные угловые УБ-35-11.

Промежуточные опоры разработаны в виде одностоечных свободностоящих конструкций с расположением попарно двух проводов на траверсе.

Опоры анкерного типа выполнены подкосной конструкции с закрепленными хомутами на стойке траверсами, что позволяет выполнить их сборку и установку в пробуренные котлованы укрупненными монтажными блоками.

Промежуточные опоры устанавливаются без ригелей. Закрепление опор анкерного типа выполняется в соответствии с проектом с помощью ригельных устройств. При эксплуатации ВЛ ремонтные работы следует проводить только при отключении обеих цепей ВЛ.

Внешний вид промежуточной одноцепной опоры ПБ-35-11. 1 показан на рисунке 4.

Выбор изоляторов

Произведем выбор гирлянд изоляторов по рабочему напряжению. Количество изоляторов в гирлянде выбирается исходя из длины пути утечки, требуемого для данного класса напряжения при данной загрязненности местности. Степень загрязнения рассчитываемой трассы -VI. Используется эффективная длина пути утечки изолятора:

Рисунок 4. Внешний вид промежуточной одноцепной опоры ПБ-35-11

Удельный путь утечки для VI по загрязнению района примем равным см/кВ. Выбираем подвесной фарфоровый изолятор типа ПС70Д, для которого длина пути утечки должна быть не менее 503 мм.

Количество изоляторов в гирлянде по рабочему напряжению определяется по выражению:

Был выбран изолятор типа ПС70Д.

Одним из преимуществ является то, что в верхней части изолятора в желоб между двумя уступами установлена пластмассовая втулка, в которую при монтаже укладывают провод. Такая конструкция позволяет обходиться без монтажных роликов, что сокращает время монтажа и уменьшает его стоимость. После раскатки провод должен быть закреплен на промежуточных опорах в желобе или на шейке изолятора, на угловых промежуточных — только на шейке. Характеристики изолятора покажем в таблице 5. Внешний вид изолятора покажем на рисунке 5.

Таблица 5. Характеристики изолятора

Разрушающая нагрузка, кН
Диаметр штыря, мм

Рисунок 5. Внешний вид изолятора

Как узнать напряжение ЛЭП по её внешнему виду

За проведение электрического тока на большие расстояния отвечают высоковольтные линии. Магистрали ЛЭП протяженностью во многие сотни километров соединяют источники выработки электроэнергии с крупными мегаполисами и отдаленными деревнями, поселками. Польза их в развитии инфраструктуры огромна, однако при взаимодействии с воздушными линиями следует проявлять осторожность.

Из космоса Земля, увитая линиями высоковольтных электропередач, кажется модницей с обилием бус, лент и прочих украшений. Модницы редко задумываются над тем, что их эффектный внешний вид во многом зависит от надежности застежек на одежде и украшениях. Но мы восполним этот пробел и поговорим сегодня о высоковольтных «застежках» — траверсах, без которых не сможет существовать ни одна ЛЭП.

Птичку жалко…Птицы, особенно врановые (вороны, сороки, грачи), — существа неплохо интеллектуально развитые (на своем, птичьем уровне), в чем еще в детстве успевает убедиться любой городской житель. К людям и любым проявлениям человеческой деятельности птицы уже давно привыкли, страх потеряли, и удивить их чем-то сложно. Вот почему опоры и провода быстро становятся местами их присад, что, разумеется, несет смертельную опасность. Гибель пернатых храбрецов от электрического тока особенно высока на опорах ЛЭП, столбы и траверсы которых сделаны из проводящего материала (сталь, бетон и т. Птица, сидящая на траверсе, заземлена, и если она коснется провода, находящегося под напряжением, то вполне вероятно оставит после себя короткое замыкание и небольшую горстку пепла. В этом смысле куда более безопасны опоры ЛЭП, столбы и траверсы которых сделаны из непроводящих ток материалов (например, деревянные). Здесь гибель птиц менее вероятна и происходит, только если, например, незадачливая ворона случайно коснется сразу двух проводов (впрочем, такое тоже время от времени бывает — и среди пташек попадаются «особо одаренные»).

На бетонных конструкциях со штыревыми изоляторами ЛЭП мощностью 6–10 кВ расстояние между траверсами и проводами настолько мало, что даже птицы среднего размера (от скворца до вороны) могут замкнуть цепь. Обычно это происходит, когда сидящая на траверсе птица взмахивает крыльями, задевая провод, что приводит к короткому замыканию и гибели. В данном случае ущерб несут и владельцы ЛЭП, а учитывая, что наши птахи — все же не фениксы и воскресать из собственного пепла не способны, несравнимо больший ущерб такими ЛЭП наносится популяциям птиц.

О птичьих «правах»В ряде субъектов Федерации печальная судьба птиц на проводах тронула сердца законотворцев, и были разработаны новые требования к проектированию, строительству и эксплуатации ЛЭП, направленные на сведение к минимуму их контактов с неосторожными пернатыми.

Во-первых, некоторые конструкции признаны безопасными и в принципе не требуют защиты (самонесущий изолированный провод, бестраверсные деревянные опоры, опоры с траверсами из изолирующих материалов и с подвесной изоляцией). Все остальные ЛЭП должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами (ПЗУ) — диэлектриками, не допускающими одновременного прикосновения птиц к токонесущим проводам и заземленным элементам конструкций.

Во-вторых, птица — тварь любопытная, пролезет везде, а где не пролезет — туда клюв затолкает. Поэтому ПЗУ должны обеспечивать надежную защиту этих любознательных существ от контакта с токонесущим проводом на расстоянии не менее 0,5 м от любого заземленного участка конструкции опоры воздушной линии электропередачи. Если токонесущий провод имеет витиеватую конфигурацию, его необходимо закрыть от глаз вездесущих птиц гибкими изолирующими элементами или ленточной изоляцией. Участкипроводов на концевых опорах в местах их крепления к изоляторам и на трансформаторных вводах должны быть изолированы кабельной оплеткой длиной не менее одного метра.

Ну и про вредное воздействие электромагнитного поля на все живое забывать не надо: вдоль ЛЭП устанавливаются санитарно-защитные полосы. Вообще, если смотреть шире, угрозу энергобезопасности представляют не только птицы, но и другие животные. Смех смехом, но случаи захода медведей и других четвероногих на энергообъекты — не страшные рассказы иностранцев о России, а вполне реальные инциденты. Вот почему трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и др. ), иначе дикая природы рано или поздно ворвется в жизнь энергообъекта, установив там свои порядки. Временно неиспользуемые участки линий электропередачи, находящиеся под напряжением, необходимо обязательно отключить.

Летит по небу клин усталый…Наиболее сложными и проблематичными являются места расположения линий электропередачи, трансформаторных подстанций и электрических аппаратов на опорах, когда они пересекают маршруты миграции перелетных птиц. Умиротворяющее курлыканье журавлей вдруг прерывается электрическим треском со всеми вытекающими… И дело не в том, что «мозги у них птичьи» — представьте себе, что на вашем обычном маршруте (на работу или в магазин) возникает неожиданное препятствие. Растеряетесь? Вероятно. А птице каково? Вот почему в местах, где происходит массовая миграция, а также на особо охраняемых природных территориях и на воспроизводственных участках специалисты рекомендуют заменить воздушные коммуникации на подземные кабельные или радиорелейные. Проще говоря, если птица спотыкается о воздушный кабель, самое правильное решение — закопать его в землю.

Три буквыНо вернемся к ПЗУ. Уважающие себя производители энергообрудования постоянно проводят разработку и совершенствование комплексов изделий, предназначенных для защиты окружающей среды и обеспечения бесперебойного электроснабжения. Данный комплекс включает в себя инструменты для работы на линии под напряжением, устройства защиты от птиц для изоляторов линии, устройства защиты для проходных изоляторов трансформаторов, гибкие кожухи для перемычек и ограждающие приспособления для устройств защиты от перенапряжений и концевых кабельных муфт.

В общем и целом принцип действия ПЗУ прост до неприличия: закрыть все опасные части, чтобы они с птичьим телом не контактировали. Такие средства устанавливаются на рабочие штыревые изоляторы с примыкающими к ним участками токонесущих (токоведущих) проводов. Появление ПЗУ крайне полезно для ЛЭП, даже если никакие птицы на объект не покушаются: они защищают изоляторы от негативного воздействия окружающей среды (атмосферных осадков, ультрафиолетового излучения), загрязнения птичьим пометом и другими агрессивными примесями различных веществ, содержащихся в атмосфере. Установка устройств обеспечивает снижение количества аварийных отключений ЛЭП и продлевает срок службы изоляторов.

Параметры ПЗУ выбраны таким образом, чтобы юбка защищаемого изолятора оставалась максимально открытой. С одной стороны, можно спокойно проводить полноценный низовой осмотр линии, с другой — вода и прочие неприятные вещи (снег, лед, мусор) под кожухами не скапливаются, да и мелкие животные (от ос, строящих свои гнезда в самых неожиданных местах, до небольших воробьинообразных птичек) там не обосновываются.

Хорошие ПЗУ — очень легкие, поэтому не создают дополнительных нагрузок на конструкции ЛЭП. В настоящее время создано много типов моделей для угловых и промежуточных опор, изоляторов с креплением провода на основе зажимов и т.

Ну и, конечно, «врага надо знать в лицо» — препятствие проще избегать, когда оно заметно, поэтому еще одно эффективное средство предотвращения гибели птиц при контакте с ЛЭП — маркеры проводов. Они применяются для того, чтобы сделать провод видимым и устанавливаются на пересечениях водных путей, автомобильных дорог, в местах миграции птиц и вблизи аэропортов. Тут даже птичьих мозгов хватит сообразить облететь яркий провод. А маркеры, как и кожухи, во всех смыслах полезны — предотвращают схлестывание проводов. При необходимости они легко устанавливаются на линии при помощи любой стандартной оперативной штанги, например, СТ48. Маркеры изготовлены из пластмассы, стойкой к атмосферным осадкам и ультрафиолетовому излучению, и используются на проводах типов А, АС, ААС, АААС, ACSR и стальных проводах.

Более продвинутые ПЗУ предполагают не просто сокрытие мест возможного контакта энергоагрегата с птицей — они вообще не дают птице на этот самый агрегат приземлиться. Сегодня многие специалисты признают перспективной установку пластиковых шаров, диаметр которых подбирается под конкретную опору. Шар занимает собой потенциальную присаду или место гнездования. Технология вполне сгодится и для защиты более крупных птиц — орлов, аистов — от поражения электрическим током, а линии электропередач — от отключения.

«Железная птица»Самолет, конечно, не гадит, да и электронный интеллект у него повыше птичьего, но, увы, принципиально суть дела от этого не меняется: авиалайнеры временами также натыкаются в полете на ЛЭП, только жертв и разрушений при этом существенно больше. Методы предотвращения подобных ситуаций — те же самые шары. Предлагаемые производителями заградительные авиационные шары привлекают внимание к воздушным линиям электропередачи, на которых они подвешены. Диаметр этих чудо-средств — 600 мм при диаметре провода 9–20 мм. Монтаж легко производится с подъемного транспортного средства. Шар состоит из двух полушарий и монтажной планки, которые крепятся к проводам с помощью ответвительного зажима. Заградительные шары, как и другие приспособления, изготовлены из пластмассы, стойкой к атмосферным осадкам и ультрафиолетовому воздействию.

Есть и более прогрессивные методики, одна из которых недавно была опробована в олимпийской столице. Сочинские энергетики смонтировали уникальную, пока не имеющую аналогов в России систему светоограждения, которая помогает предотвратить столкновение самолетов с опорами высоковольтных линий электропередачи. На ЛЭП были размещены визуальные маркировки и подсветки. В конструкции использованы неоновые лампы в колбе из износостойкого стекла, заполненной специальной жидкостью. Яркое свечение не заметит только слепой, впрочем, такие самолеты и не водят. Особенностью этой системы является то, что электричество подается непосредственно от несущего высоковольтного провода, следовательно, агрегат полностью автономен и не требует никаких внешних подключений. Такая система уже размещена на линиях напряжением 220 кВ Дагомыс — Черноморская через реку Мзымта, которые расположены в непосредственной близости от приаэродромной территории международного аэропорта Сочи.

Но еще дальше пошли ученые Массачусетского технологического института (США), предложившие наделить самолет возможностью садиться на провода линий электропередач, подобно птицам. Длительные физико-компьютерные изыскания увенчались успехом — ученым удалось воспроизвести сложный процесс маневров при срыве воздушного потока, который птица осуществляет в момент посадки (это мозгов у нее мало, а в плане аэродинамики любая птаха — творение совершенное). Теперь компьютер рассчитывает траекторию прицельной посадки самолета и непрерывно корректирует отклонения от нее, руководствуясь информацией с внешних датчиков местонахождения. Так что в обозримом будущем самолет при необходимости сможет совершить вынужденную посадку прямо на ЛЭП. Не исключено, что однажды мы увидим сидящую на проводах «большую железную птицу»…

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Как Это Работает?
Добавить комментарий