Принцип работы щелочного аккумулятора

Отдача щелочных аккумуляторов по энергии и емкости ниже, чем свинцовых и не превышает 65—70% по ампер-часам. Потери получаются главным образом из-за высокого внутреннего сопротивления, разложения воды электролита и образования во время разряда веществ, которые затем самопроизвольно распадаются. Саморазряд в щелочном аккумуляторе очень невелик.

На электротележках чаще всего применяют никель-железные и никель-кадмиевые щелочные аккумуляторы.

Никель-железный аккумулятор представляет собой железный сосуд (бак), внутри которого размещены положительные и отрицательные пластины, выполненные в виде коробок из плоских перфорированных лент, заполненных активной массой. Активная масса положительных пластин состоит из смеси гидрата окиси (гидроксида) никеля и графита, отрицательных пластин — из специально приготовленного железного порошка.

Процесс заряда и разряда щелочных аккумуляторов такой же, как и свинцовых. При заряде низшие оксиды никеля переходят в высшие (на положительной пластине), а на отрицательной пластине образуется железо.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Никель-кадмиевый аккумулятор имеет много общего с никель-железным. Активный материал положительных пластин, состав электролита и особенности конструкции одни и те же для обоих типов аккумуляторов. Однако у никель-кадмиевых аккумуляторов в отличие от никель-железных отрицательные пластины заполнены смесью губчатого кадмия с губчатым железом, повышающим мелкозернистость кадмия. При заряде и разряде аккумулятора кислород из активного материала одной пластины переходит в активный материал другой.

В процессе заряда активная масса положительных пластин окисляется, при этом гидрат закиси никеля переходит в гидрат окиси никеля, а активная масса отрицательных пластин, состоящая из гидрата закиси кадмия и железа, восстанавливается и превращается соответственно в губчатое железо и губчатый кадмий.

При разряде все процессы протекают в обратном направлении, т. е. активная масса положительных пластин восстанавливается, переходя в гидрат закиси никеля, а активная масса отрицательных пластин окисляется и превращается в гидрат закиси железа и гидрат закиси кадмия.

Никель-кадмиевые аккумуляторы обладают более высокой отдачей, чем никель-железные. Кроме того, внутреннее сопротивление их ниже и саморазряд меньше; они менее чувствительны к низкой температуре.

Эдс заряженного щелочного аккумулятора составляет примерно 1,34—1,38 В. При разряде под нагрузкой нормальным режимом напряжение аккумулятора составляет примерно 1,25 В, в конце разряда падает до 1 В, а во время заряда поднимается до 1,75— 1,8 В. Эдс щелочных аккумуляторов определяется состоянием активной массы и степенью ее окисления и почти не зависит от плотности электролита.

Емкость щелочного аккумулятора несколько уменьшается с увеличением разрядного тока. При понижении температуры электролита емкость аккумулятора также уменьшается в определенной пропорции, с повышением температуры увеличивается, однако при нагреве электролита свыше 45°С аккумуляторы теряют значительную часть своей емкости.

Внутреннее сопротивление щелочных аккумуляторов вследствие меньшей проводимости активных веществ и электролита значительно выше свинцовых.

Отдача щелочных аккумуляторов по энергии и емкости ниже, чем свинцовых и не превышает 65—70% по ампер-часам. Потери получаются главным образом из-за высокого внутреннего сопротивления, разложения воды электролита и образования во время разряда веществ, которые затем самопроизвольно распадаются. Саморазряд в щелочном аккумуляторе очень невелик.

Преимуществом щелочного аккумулятора перед свинцовым является его большая механическая и электрическая прочность: он выдерживает значительные перегрузки и колебания тока, не боится перезаряда и недозаряда, может длительно находиться в нерабочем состоянии и требует меньшего ухода.

Кпд аккумулятора, т. е. отношение энергии, отданной при разряде, к энергии, затраченной на заряд, в зависимости от зарядного и разрядного токов и продолжительности разряда составляет: для щелочных аккумуляторов — 0,6, а для свинцовых — 0,75.

Пришла пора делать выводы всему вышеперечисленному – если у вас производство не стоит на месте, и соответственно, вы проводите обслуживание батареи на регулярной основе, то кислотный аккумулятор определенно вам подойдет. Если все же на производстве случаются простои, а батарея обслуживается не регулярно, то лучше приобрести щелочной аккумулятор!

Для начала разберем устройство каждого из представленных аккумуляторов.

Устройство кислотного аккумулятора. Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что тяговый кислотный аккумулятор, как правило, состоит из двух групп свинцовых пластин, которые по своему внешнему виду напоминают решётку, при этом сами пластины помещены в серную кислоту.

Теперь рассмотрим устройство щелочного аккумулятора. В данном типе, в основном используются никелевые или железные пластины, которые помещены в раствор едкого калия. Пластины изготавливаются из никелированного железа, с большим количеством отверстий. В качестве электролита у щелочных тяговых аккумуляторов выступает раствор щёлочи.

Одним из немаловажных факторов в сравнении двух вышеперечисленных батарей является – переносимость нагрузок.

В этом вопросе отдельно стоит выделить кислотный тип батарей, так как напряжение одного аккумулятора составляет 2 В., когда как, у щелочных всего 1,25 В. (Не стоит забывать, что батарея состоит из аккумуляторов. Модели батарей могут состоять из различного количества аккумуляторов, которые, чаще всего встречаются в диапазоне от 6 до 48 штук.)

Далее поговорим об одном из главных критериев в сравнении щелочных и кислотных батарей – срок службы!

В данном вопросе предпочтение с лёгкостью можно отдать щелочным видам батарей. Как мы ранее говорили, щелочные типы при долгом простое сохраняют свои свойства и характеристики эффективнее кислотных. Стойкость никель-железных пластин щелочной батареи гораздо лучше, нежили кислотной, у которой пластины более хрупкие, так как изготавливаются они из свинца с добавками сурьмы. За счёт этого, они подвержены ломкости, соответственно, к кислотным видам батарей стоит относится бережно.

Так же нельзя оставить без внимания моменты по уходу за каждым типом АКБ.

Сначала разберем кислотные батареи:

Основные моменты по эксплуатации щелочных АКБ:

И самое главное, на что обращают свое внимание большинство пользователей батарей – это ценовая политика.

В данном вопросе предпочтение отдаётся кислотным видам аккумуляторов за счёт своей низкой стоимости. Во внимание можно взять даже тот фактор, что они намного лучше переносят сильную разрядку и, соответственно, зарядку с нуля. Поэтому им не нужны особенные или специальные зарядки, а подойдут самые обыкновенные и дешёвые.

Пришла пора делать выводы всему вышеперечисленному – если у вас производство не стоит на месте, и соответственно, вы проводите обслуживание батареи на регулярной основе, то кислотный аккумулятор определенно вам подойдет. Если все же на производстве случаются простои, а батарея обслуживается не регулярно, то лучше приобрести щелочной аккумулятор!

  • Каталог
  • Клиенту
  • Гарантии
  • Википедия
  • Россия г Великие Луки
  • пр-т Гагарина 9, к.1, офис 4
  • Тел./Факс: +7 (81153) 3-62-65
  • Тел.: 8 800 200 60 10
  • Электронная почта: [email protected]
  • Время работы: 8:30 — 17:30 (по Мск.)

Представительство г. Москва
Тел.: +7 (495) 197-63-55

Щелочные батареи, используемые на транспортных средствах, — это, вообще говоря, никель-кадмиевые батареи, поскольку другой основной тип таких батарей — железо-никелевые батареи — малопригоден для такого применения. Главные компоненты никсдь-кадмиевого (NiCd) элемента для транспортных средств следующие:

Недостатки щелочных батарей состоят в том, что они более массивны, имеют меньшую энергетическую эффективность и более дороги, чем их свинцово-кислотный эквивалент. Впрочем, для некоторых применений срок жизни щелочных батарей и минимальные требования к обслуживанию того стоит. Автобусные и рейсовые компании, а также некоторое крупные транспортные операторы используют щелочные батареи.

Щелочные батареи, используемые на транспортных средствах, — это, вообще говоря, никель-кадмиевые батареи, поскольку другой основной тип таких батарей — железо-никелевые батареи — малопригоден для такого применения. Главные компоненты никсдь-кадмиевого (NiCd) элемента для транспортных средств следующие:

  • положительная пластина гидрат никеля (NiOOH);
  • отрицательная пластина — кадмий (Cd);
  • электролит — гидроокись калия (КОН) и вода (H2О).

В процессе заряда кислород перемешается от отрицательной пластины к положительной, и в обратном направлении — при разряде. Когда батарея заряжена полностью, отрицательная пластина становится чистым кадмием, а положительная пластина становится гидратом никеля. Химическое уравнение, представляющее эту реакцию, в упрощенном виде выглядит так:

2NiOOK + Cd + 2Н2O + КОН 2Ni (ОН)2 + CdO2 + КОН.

Две молекулы Н20 фактически улетают в виде водорода (Н) и кислорода (О2), поскольку в течение всего времени заряда имеет место газообразование. Именно потребление воды элементами указывает на то, что они работают так, как следует из уравнения. Состав электролита в течение реакции не изменяется. Это означает, что величина относительной плотности не будет указывать степень заряда. Эти батареи нечувствительны к перезаряду, потому что как только окись кадмия превратилась в кадмий, дальнейшая реакция невозможна.

Напряжение элемента полностью заряженной батареи — 1,4 В, но оно быстро падает до 1,3 В, как только начинается разрядка. Элемент разряжается до напряжения 1.1 В. На рисунке показана упрошенная схема NiCd элемента аккумуляторной батареи.

Рис. Упрощенная схема NiCd элемента щелочной батареи

Некоторую надежду для использования в электрических системах транспортных средств подают Ni-MH (никель-металлгидридные) батареи.

и заливки электролита. Для придания корпусу механической прочности стенки его выполняют гофрированными. Корпус помещают в резиновый чехол, обеспечивающий изоляцию аккумуляторов друг от друга и от ящика, в котором устанавливают батарею.

Рис. 162. Полублоки отрицательных и положительных пластин (а) и общий вид (б) никель-железного аккумулятора ТПНЖ, применяемого на тепловозах: 1— выводной штырь; 2 — шпилька; 3— положительные пластины; 4— ламели; 5 — сепараторы; 6 — отрицательные пластины; 7 — корпус; 8 — резиновый чехол; 9 — отверстие с пробкой для заливки электролита

Рис. 163. Полублоки положительных и отрицательных пластин (а) и общий вид (б) никель-кадмиевого аккумулятора НКН-100 для э.п.с: 1 — отрицательные пластины; 2 — соединительный мостик; 3 — выводной штырь; 4 — положительные пластины; 5 — отверстие с пробкой для заливки электролита; 6 — крышка; 7 — сепаратор; 8 — корпус; 9 — резиновый чехол

и заливки электролита. Для придания корпусу механической прочности стенки его выполняют гофрированными. Корпус помещают в резиновый чехол, обеспечивающий изоляцию аккумуляторов друг от друга и от ящика, в котором устанавливают батарею.

Разряд и заряд. При разряде щелочного аккумулятора гидрат окиси никеля NiOOH на положительном электроде, взаимодействуя с ионами электролита, переходит в гидрат закиси никеля Ni(OH)2, а железо или кадмий отрицательного электрода превращается соответственно в гидрат окиси железа Fe(ОН)2 или гидрат окиси кадмия CdOН2. Между электродами возникает разность потенциалов около 1,45 В, обеспечивающая протекание тока по внешней цепи и внутри аккумуляторов.

При заряде аккумулятора под действием электрической энергии, подводимой от внешнего источника тока, происходит окисление активной массы положительных пластин, сопровождаемое переходом гидрата закиси никеля Ni (ОН)2 в гидрат окиси никеля NiOOH. В то же время активная масса отрицательных пластин восстанавливается с образованием железа Fe или кадмия Cd. Электрохимические реакции при разряде и заряде никель-железного аккумулятора могут быть выражены уравнением

2Ni(OOH) + 2KOH + Fe ? 2Ni(OH)2 + 2KOH + Fe(OH)2

2Ni(OOH) + 2KOH + Cd ? 2Ni(OH)2 + 2KOH + Cd(OH)2

Номинальный разрядный ток численно равен 0,2 Сном, максимальный при запуске дизеля— (3-4) Сном, зарядный ток — 0,25 Сном, где Сном — номинальная емкость.

Положительным качеством щелочного аккумулятора является то, что все компоненты, образующиеся в процессе заряда и разряда, практически нерастворимы в электролите и не вступают в какие-либо химические реакции. Электролит в процессе электрохимических реакций не расходуется, поэтому плотность его не изменяется. Это позволяет обходиться сравнительно небольшими количествами электролита, что делает эти аккумуляторы более компактными, чем кислотные.

Выделение газа у щелочных аккумуляторов не является признаком конца заряда, однако при бурном газовыделении необходимо уменьшить зарядный ток. Щелочные аккумуляторы лучше перезарядить, чем недозарядить, так как неполные заряды способствуют преждевременному выходу их из строя. Повышение

Рис. 164. Кривые напряжения щелочного аккумулятора при заряде и разряде

температуры выше 45 °С также приводит к разрушению активной массы электродов.

Особенности эксплуатации. Уход за щелочными аккумуляторами в принципе такой же, как и за кислотными. Необходимо периодически проверять уровень электролита и степень заряжен-ности аккумулятора. Аккумуляторы должны содержаться в чистоте и периодически заряжаться.

У щелочных аккумуляторов саморазряд при отключенном состоянии очень мал (после 9 мес хранения они теряют лишь 20 % емкости). В то же время у кислотных аккумуляторов суточный саморазряд составляет около 0,5—0,7 % емкости, т. е. в течение месяца они теряют 15—21 % емкости. При эксплуатации щелочных аккумуляторов не происходит вредных выделений паров и газов, что характерно для кислотных аккумуляторов. По указанным причинам они в эксплуатации значительно надежнее, чем кислотные, и требуют значительно меньшего ухода.

Во время заряда происходит окисление пластин и из возникших гидрата закиси никеля (NiOOH) и гидратов окиси железа и кадмия начинают образовываться изначальные соединения и вещества. На катоде это гидроокись никеля, на аноде – кадмий и железо.

Виды щелочных аккумуляторов

На сегодняшний день можно купить аккумулятор щелочного типа двух видов:

  • никель-кадмиевый;
  • никель-металлогидридный.

В первом варианте активным веществом электрода отрицательной полярности (анода) является измельчённая смесь кадмия (Cd) и железа (Fe), во втором случае – только железо с окислами. В обоих типах электродом положительной полярности (катодом), служит гидроокись никеля. Эти электроды погружены в 20%-ный водный раствор щёлочи – едкого калия. Для увеличения срока службы батареи добавляется 25-30 грамм на литр моногидрата лития.

Щёлочные аккумуляторы находят применение в устройствах систем аварийного электроснабжения, в оборудовании локомотивов и вагонов для пассажиров. Их используют в устройствах электропогрузчиков, электроинструментах и портативных электроинструментах. Телефоны и фотоаппараты также оборудуются щёлочными батареями. Правильно выбрать аккмуляторную батарею можно, протитав статью на нашем сайте.

Особенности эксплуатации щёлочных аккумуляторов

Начиная с момента, когда аккумулятор начинает использоваться по назначению, то есть, к батарее подключается нагрузка, напряжение весьма быстро падает до 1,3 вольта, а затем продолжает снижаться уже медленно. В момент, когда оно уменьшается до 1 вольта, его работу необходимо останавливать.

Далее батарею эксплуатировать не следует, так как её использование при напряжении ниже 1 вольта, приводит к потере ёмкости аккумулятора. Уменьшится и срок его эксплуатации. Повседневный уход за щелочными аккумуляторами ничем не отличается от их кислотных аналогов. Необходима систематическая подзарядка и контроль уровня электролита.

При работе аккумуляторов и их храпении с электролитом происходит потеря емкости (на утечки тока, саморастворение электродов и др.), которая называется саморазрядом аккумулятора.

Во время заряда ток от внешнего источника подводится к положительной пластине и проходит по электролиту к отрицательной пластине. Сернокислый свинец на отрицательной пластине восстанавливается в губчатый свинец, а на положительной пластине превращается в двуокись свинца. При этом образуется серная кислота, а так как на ее образование расходуется вода, то плотность электролита повышается.

Аккумулятор после заряда приходит в то же состояние, в каком он находился до разряда.

Напряжение и э.д.с. кислотного аккумуляторного элемента независимо от размеров аккумулятора при нормальной плотности электролита и средней температуре составляют 2-2,1 В; с увеличением плотности электролита э.д.с. элемента возрастает. Если внешняя цепь разомкнута, то э.д.с. и напряжение аккумулятора равны.

Аккумулятор, как и любой другой источник электрической энергии, обладает внутренним сопротивлением 1?Вн, поэтому напряжение U, подведенное к аккумулятору при заряде, больше э.д.с. аккумулятора Е:

При разряде напряжение на зажимах аккумулятора меньше его э.д.с. на значение внутреннего паления напряжения:

Емкостью аккумулятора называется количество электричества, которое можно получить от полностью заряженного аккумулятора при разряде до минимально допустимого напряжения на зажимах. Емкость аккумулятора равна произведению разрядного тока на вре мя разряда и выражается в ампер-часах (А-ч).

Емкость аккумулятора зависит от количества и пористости активной массы пластин (размера и толщины), плотности (концентра чип) и температуры электролита и значения разрядного тока.

При работе аккумуляторов и их храпении с электролитом происходит потеря емкости (на утечки тока, саморастворение электродов и др.), которая называется саморазрядом аккумулятора.

Полностью заряженный аккумулятор имеет э.д.с, равную примерному 1,45 В. Об окончании заряда щелочного аккумулятора судят по напряжению. После того как напряжение под нагрузкой достигнет 1,83 В, заряд продолжают еще в течение 30-40 мин, а затем прекращают. Длительность заряда составляет 6-7 ч. Вначале разряда напряжение довольно быстро падает до 1,3 В, затем медленно снижается до 1,1 В; при таком напряжении разряд следует прекратить, иначе напряжение начнет резко уменьшаться.

Щелочные аккумуляторы имеют ряд преимуществ перед кислотными: увеличенный срок службы (пять — семь лет вместо двух-трех), использование для изготовления менее дефицитных материалов, они медленнее, чем свинцовые, саморазряжаются (при этом не разрушаются пластины), имеют большую механическую прочность и малую чувствительность к перезаряду и недозаряду, а также к большим разрядным токам, требуют более простого обслуживания и ремонта.

Кислотные и щелочные аккумуляторы схожи в том, что при зарядке у обоих типов батарей выделяется газ. Однако в случае герметичных щелочных аккумуляторов газовыделение не является признаком окончания зарядки. Но здесь также рекомендуется снижать ток, если выделение газов идёт слишком бурно.

Виды щелочных аккумуляторов и области их применения

Ламельные щелочные АКБ, конструкция которых была рассмотрена выше, широко используются в качестве тяговых щелочных аккумуляторов. Кроме того, они используются и в качестве стартерных. Ниже приведены области применения таких аккумуляторных батарей:

  • локомотивы и пассажирские вагоны;
  • сигнализации и системы аварийного энергоснабжения;
  • рудничные электровозы;
  • всевозможная напольная электротехника (различные погрузчики на складах и производствах. Например, щелочной аккумулятор ТНЖ);
  • для запуска двигателей внутреннего сгорания.

Аккумулятор для пассажирских вагонов

Аккумулятор для погрузчика

  • имеют более высокое номинальное напряжение;
  • характеризуются низким саморазрядом;
  • не имеют «эффекта памяти»;
  • имеют более низкую стоимость всех компонентов;
  • просты конструктивно;
  • просты в эксплуатации.

23.11.2017

Для того, чтобы определиться с преимуществами и недостатками этих систем, необходимо рассмотреть процессы, происходящие в них.

Кислотный свинцовый аккумулятор

Положительный электрод заряженного аккумулятора содержит диоксид свинца PbO2, а отрицательный – губчатый свинец. Электролитом является раствор серной кислоты. Процесс, протекающий при разряде аккумулятора, можно описать уравнением

При зарядке процесс протекает в обратном направлении

и в конце заряда на электродах кроме основных реакций образования активных веществ начинают протекать побочные – выделение водорода на отрицательном электроде и кислорода – на положительном. Напряжение полностью заряженного аккумулятора составляет 2,07…2,11 В.

Щелочные аккумуляторы

Наибольшее распространение в качестве тяговых среди щелочных аккумуляторов получили никель-кадмиевые и никель-железные элементы. В обоих типах положительный электрод содержит нестехиометрический оксид-гидроксид никеля NiOOH. Отрицательный электрод содержит либо смесь кадмия с железом, либо губчатое железо. Электролитом служит раствор щелочи – гидроксид натрия или калия. Разряд аккумулятора сопровождается протеканием реакций

При зарядке на электродах проходят процессы в обратном направлении. Кроме того, на положительном электроде в процессе зарядки происходит побочный процесс выделения кислорода. На отрицательном электроде побочный процесс выделения водорода начинает протекать после набирания: на железе – 50 % емкости, а на кадмии – 80 % емкости. Напряжение свежезаряженных аккумуляторов составляет 1,25…1,45 В.

Кроме повышенного ресурса щелочные аккумуляторы обладают большей механической прочностью. В то время как свинец является достаточно мягким и ломким материалом, а корпус свинцовых аккумуляторов из-за агрессивности серной кислоты изготавливают из полимерных материалов, что делает его хрупким и чувствительным к ударам и вибрации, в щелочных аккумуляторах электроды устанавливают в стальных рамках, а корпуса изготавливают из стальной жести.

Все вышесказанное позволяет выделить такие преимущества обоих типов аккумуляторов.

  • имеют более высокое номинальное напряжение;
  • характеризуются низким саморазрядом;
  • не имеют «эффекта памяти»;
  • имеют более низкую стоимость всех компонентов;
  • просты конструктивно;
  • просты в эксплуатации.
  • имеют более высокие удельные энергетические характеристики (из-за меньшего веса компонентов);
  • мало чувствительны к коротким замыканиям и перегрузкам по току;
  • допускают возможность хранения в разряженном состоянии;
  • имеют высокую механическую прочность и вибростойкость;
  • менее чувствительны к низким температурам.

2.3. Аккумуляторные батареи изготавливаются в деревянных ящиках, или в рамках, или в металлических каркасах.

В системах автономного и резервного электропитания применяются различные типы аккумуляторных батарей. В настоящее время наиболее распространены свинцово-кислотные АКБ различных типов — герметизированные AGM, гелевые, OPz и с жидким электролитом (в основном, тяговые). В последнее время все большую популярность набирают безопасные и долговечные литий-железо-фосфатные аккумуляторы.

Но старые добрые щелочные аккумуляторы не сдаются. Ниже рассмотрены их характеристики и области применения.

1. Типы щелочных аккумуляторов

2. Исполнение аккумуляторов

— буква «К»-батареи, смонтированные в металлическом каркасе;
— буква «Т» — расположение выводных клемм на торцовой стороне;
— римские цифры — расположение аккумуляторов в рамках:
I — в один ряд по длине; II — в два ряда по длине.
Для отличия от никель-кадмиевых батарей производственная марка на стенке батарейного ящика никель-железных батарей имеет клеймо «НЖ»-

2.3. Аккумуляторные батареи изготавливаются в деревянных ящиках, или в рамках, или в металлических каркасах.

2. 4. Аккумуляторные батареи разделяются на типы в соответствии с табл. 2.
2. 5. Общий вид батарей в деревянных ящиках, рамках и металлических каркасах представлен на рис. 1-4.
2.6. Батареи, смонтированные в металлических каркасах, могут быть демонтированы (при замене вышедших из строя аккумуляторов) и вновь смонтированы без нарушения целостности каркаса.

3. ЭЛЕКТРОЛИТ

3.1. Для щелочных никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов в зависимости от температурных условий применяется электролит согласно табл. 3.

Температура воздуха, °С Электролит Плотность, г/см 3
От -49 до +35°C Составной калиево-литиевый раствор калия едкого с добавкой 20 г на литр едкого лития аккумуляторного (моногидрата лития) 1,19-1,21
От -20°С до -40°С Раствор едкого калия 1,26-11,28
От +10° до +50°C Раствор едкого натрия (в том числе в тропических условиях с добавкой 20 г/л едкого лития (моногидрата лития). 1,17-1,19

4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА

4. 1. Для приготовления электролита соответствующей плотности из едкого калия, едкого натрия или калиево-литиевых и натриево-литиевых готовых составных щелочей в твердом и жидком виде следует пользоваться табл. 4.

Состав щелочи Кол-во воды Плотность, г/см 3
на 1 кг твердой щелочи на 1 л. жидкой щелочи плотности 1,41 г/см 3
Калиевая или готовая составная 3,0 1,00 1, 19-1, 25
Калиево-литиевая 2,0 0,55 1, 26-1,28
Натриевая или готовая составная натриево-литиевая 5,0 1,5 1, 17-1, 19

5. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ, НЕ БЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛИ ХРАНИВШИХСЯ В РАЗРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ БЕЗ ЭЛЕКТРОЛИТА

6. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ В ЗАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ

6. 1. Аккумуляторы и батареи при хранении в заряженном состоянии теряют часть своей емкости. Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 30-су-точного хранения при температуре 20±5°С должна соответствовать табл. 5.

Обозначение типа Остаточная емкость после 30-суточн. хранения, а-ч
с 11 по 500 цикл. с 501 по 750 цикл. с 751 по 10ООцикл.
НК-3 2,35 2,30 2,15
НК-13 10,50 10,00 9,50
НК-28 23,00 22,00 21,00
НК-55 46,00 44,00 42,00
НК-80 63,00 60,00 57,00
НК-125 105,00 100,00 95,00
2НК-24 21,6 18,8 18,0

Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 6 месяцев хранения при температуре плюс 20±5°С должна соответствовать указанной в табл. 6.
6. 2. Для длительного хранения в заряженном состоянии аккумуляторы и батареи подготавливаются следующим образом: а) аккумуляторы вводятся в действие режимом п. 5. 4, на длительное хранение в заряженном состоянии ставятся только такие аккумуляторы, емкость которых не ниже гарантированной;

Обозначение типа Остаточная емкость после 6-месяцев хранения, а-ч
с 11 по 500 цикл. с 501 по 750 цикл. с 751 по 10ООцикл.
НК-3 1,50 1,25 1,12
НК-13 6,50 5,50 5,00
НК-28 14,00 12,50 11,00
НК-55 27,50 24,50 22,50
НК-80 40,00 33,00 30,00
НК-125 62,50 55,00 50,00
2НК-24 12,0 11,0 10,00

7. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ, ХРАНИВШИХСЯ ЗАЛИТЫМИ ЭЛЕКТРОЛИТОМ

7. 1. Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводятся в эксплуатацию без смены электролита (при условии его соответствия требованиям п. 3. 1. настоящей инструкции).
При более длительном хранении электролит сменить. В остальном введение в эксплуатацию производится в соответствии с изложенным в разделе 5 настоящей инструкции.

8. ОБЩИЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ЩЕЛОЧНЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ И БАТАРЕЯМИ

9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЭЛЕКТРОЛИТОМ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

10. ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ

11. РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ

Тип аккумулятора Емкость, ач
с 11 по 500 цикл. с 501 по 750 цикл. с 751 по 10ООцикл.
Т минус 20°С Т минус 40°С Т минус 20°С Т минус 40°С Т минус 20°С Т минус 40°С
НК-3 1.90 0.60 1.7 0.56 1,4 0.45
НК-13 8.0 2.8 7.5 2.5 6.0 2.0
НК-28 17.5 6.5 16.5 4.7 13.5 4.4
НК-55 34.0 11.0 32.0 9.0 25.0 7.7
НК-80 48.0 16.0 45.0 12.8 36.0 12.0
НК-125 80.0 27.0 75.0 22.0 60.0 20.0

Кривые разряда при низких температурах указаны на-рис. 9.
Никель-железные аккумуляторы могут эксплуатироваться только до температуры минус 20° С, при этом они отдают в среднем 70% номинальной емкости.
Емкости при температурах минус 10° С и минус 30° С не гарантируются и даны как примерные. При температуре минус 20° С, минус 40° С аккумуляторы должны работать на водном растворе калия едкого технического плотностью 1,26-1,28 г/см3 без добавки лития едкого аккумуляторного.

12. СМЕНА ЭЛЕКТРОЛИТА

14. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ

Сравнительные характеристики щелочных аккумуляторов

Сравнительные характеристики щелочных аккумуляторов

Параметры Ni-Cd Ni-MH
Номинальное напряжение, В 1,2 1,2
Ток разряда, максимальный 10С
Удельная энергия: Втч/кг Втч/л 20-40 50-80
60-120 100-270
Срок службы: годы циклы 1-5 1-5
500-1000 500-2000
Саморазряд, % 20-30 (за 28 сут.) 20-40 (за 28 сут.)
Рабочая температура, °С -50 — +60 -40 — +60

По желанию заказчика наша компания может изготовить устройство «Зевс» двухкамерным. То, есть оно сможет одновременно использоваться для заряда двух аккумуляторов. Также можно сделать его по Северо-Американскому стандарту, т.е. с напряжением питания 110 В и частотой тока 60Гц.

Источники
Источник — http://stroy-technics.ru/article/printsip-deistviya-shchelochnykh-akkumulyatorov
Источник — http://zaokurs.ru/pressa/stati/razlichiya-mezhdu-kislotnyimi-i-shhelochnyimi-akkumulyatorami
Источник — http://ustroistvo-avtomobilya.ru/akkumulyator-generator-starter/akb/shhelochnye-batarei/
Источник — http://electrono.ru/ximicheskie-istochniki-toka/43-shhelochnye-akkumulyatory
Источник — http://akbspb.com/articles/princzip-rabotyi-shhelochnogo-akkumulyatora.html
Источник — http://pue8.ru/elektrotekhnik/815-shchelochnye-akkumulyatory-ustrojstvo-printsip-dejstviya-dostoinstva-i-nedostatki.html
Источник — http://myswitcher.ru/books/rudaia/rudaia19.html
Источник — http://akbinfo.ru/shhelochnye/shhelochnye-akkumuljatory.html
Источник — http://www.sl-energy.com.ua/index.php?route=information/gsArticles/info&gsarticles_id=27
Источник — http://www.solarhome.ru/basics/bas-batteries/alcaline.htm
Источник — http://www.4akb.ru/stati/st_zaryadka_shel_akk/

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Как Это Работает?
Добавить комментарий